ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Январь 2017года
Учетная политика
Малый бизнес

Восемь способов упростить бухучет

Полгода назад у малого бизнеса появилось право упростить бухучет. Но менять учетную политику в середине года сложно. Поэтому многие отложили переход на новые правила на январь 2017 года. В статье вы найдете готовые формулировки об упрощенном учете. Но прежде чем добавлять их в свою учетную политику, оцените последствия. В электронной версии этой статьи возьмите образцы учетной политики для малого бизнеса.

Способ № 1. Начислять амортизацию один раз, а не 12 раз в год

Кому подходит

Компаниям на упрощенке и вмененке, которые не распределяют промежуточные дивиденды.

Новые правила позволяют начислять амортизацию с любой периодичностью. Реже одного раза в год — нельзя. Раньше все компании обязаны были начислять бухгалтерскую амортизацию ежемесячно.

Возможная формулировка

«Годовая сумма амортизации начисляется единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года (абз. 9 п. 19 ПБУ 6/01).»

Способ № 2. Списывать доставку, не включая ее в стоимость основного средства

Кому подходит

Компаниям на упрощенке и вмененке, которым не нужен кредит. Компаниям на общей системе, у которых много основных средств, чтобы сэкономить налог на имущество.

По новым правилам компания вправе принимать основные средства на учет по цене продавца, прибавив к ним затраты на монтаж. А если основное средство сооружали, то по стоимости работ подрядчика. Расходы на доставку, вознаграждения посредникам, информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и другие связанные с покупкой затраты можно списать сразу.

По общему правилу в первоначальную стоимость надо включать все затраты на приобретение основного средства.

Возможная формулировка

«Основные средства принимаются к учету:

— при приобретении за плату — по цене поставщика и затратам на монтаж;

— при сооружении — по цене договора строительного подряда и других договоров на создание объекта.

Иные затраты, связанные с приобретением и сооружением основных средств, включают в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления (п. 8.1 ПБУ 6/01).»

Способ № 3. По инвентарю начислять 100-процентную амортизацию

Кому подходит

Компаниям на упрощенке и вмененке, которым не нужен кредит. Компаниям на общей системе, у которых инвентарь стоит не дороже 100 000 руб.

Амортизацию по инвентарю дороже 40 000 руб. можно начислять полностью в момент, когда ставите его на учет. Какое ваше имущество является инвентарем, определите по новому классификатору основных фондов ОК 013-2014. Производственным инвентарем можно считать те предметы, которые компания использует в производстве, но которые при этом не являются ни оборудованием, ни сооружением.

Раньше в ПБУ 6/01 не было отдельных правил для инвентаря. Все имущество дороже 40 000 руб. компании списывали через амортизацию в течение срока использования.

Возможная формулировка

«Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря, включенного в состав основных средств, начисляется единовременно в размере первоначальной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (абз. 10 п. 19 ПБУ 6/01).»

Способ № 4. Не включать доставку в стоимость материалов и товаров

Кому подходит

Компаниям на упрощенке и вмененке, которым не нужен кредит.

Материально-производственные запасы компания может принимать к бухучету по цене поставщика. Все другие затраты, которые связаны с покупкой, можно списать сразу. Например, таможенные пошлины, оплату посредникам, информационные и консультационные услуги, расходы на заготовку, доставку, разгрузку, затраты по доведению запасов до пригодного состояния.

Такой подход отличается от общего правила. По нему в стоимость запасов нужно включить все расходы на покупку.

Возможная формулировка

«Приобретенные материально-производственные запасы организация принимает к бухгалтерскому учету по цене поставщика. При этом все иные затраты, связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).»

Способ № 5. Материально-производственные запасы списывать сразу

Кому подходит

Компаниям на вмененке и упрощенке с объектом «доходы». Микропредприятиям. Компаниям с небольшими остатками запасов.

Малые предприятия вправе списать сырье, материалы и товары сразу. То есть не ждать передачи в производство и реализации. Этот способ можно применять, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

1) МПЗ предназначены для управленческих нужд;

2) у компании нет существенных остатков сырья, материалов или товаров.

Существенность остатков Минфин предлагает оценивать исходя из того, важно ли знать руководителям, собственникам компании и другим пользователям отчетности об остатках запасов. Например, если деятельность такова, что на балансе нет или почти нет остатков материалов, то вы можете не использовать счет 10 «Материалы», а сразу списать их в расходы.

Для микропредприятий ограничений по назначению и количеству МПЗ нет. Они могут сразу списывать на затраты любые запасы.

Раньше для всех компаний действовало одно правило. Запасы можно было списывать только при продаже или передаче в производство.

Возможная формулировка

«Стоимость материалов, предназначенных для производства, подготовки к продаже и управленческих нужд, признается в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (п. 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).»

Способ № 6. Отказаться от резерва под снижение стоимости запасов

Кому подходит

Всем компаниям.

При упрощенном бухучете можно не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

Раньше все компании обязаны были начислить резерв, чтобы в балансе показывать запасы по рыночной стоимости.

Возможная формулировка

«Резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов не создается (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).»

Способ № 7. Обойтись без амортизации нематериальных активов

Кому подходит

Компаниям на вмененке и упрощенке с объектом «доходы».

Новые правила позволяют компании списывать расходы на создание и приобретение нематериальных активов в том периоде, к которому они относятся.

По общему правилу НМА списывают через амортизацию.

Возможная формулировка

«Затраты на приобретение или создание нематериальных активов признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007).»

Способ № 8. Расходы на НИОКР списывать сразу

Кому подходит

Компаниям на упрощенке и вмененке.

Малое предприятие вправе сразу списывать на затраты научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в том периоде, когда их произвели.

Раньше существовало одно общее правило. НИОКР списывали после завершения работ в течение ожидаемого срока использования, но не более пяти лет.

Возможная формулировка

«Затраты на НИОКР признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (абз. 3 п. 14 ПБУ 17/02).»

Преимущества и недостатки новых способов упрощенного учета
ПреимуществаНедостатки

Начислять амортизацию раз в год (способ № 1)

— одна проводка вместо двенадцати;
— больше шансов получить кредит, так как в промежуточной отчетности стоимость активов получится выше.
— больше налога на имущество из-за того, что остаточная стоимость уменьшается за год один раз;
— разницы из-за ежемесячной налоговой амортизации;
— риск переплатить промежуточные дивиденды.

Не включать дополнительные расходы в стоимость основного средства (способ № 2)

— не надо определять, какие затраты входят в стоимость, и накапливать их на счете 08;
— меньше налога на имущество из-за более низкой первоначальной стоимости.
— разницы: в налоговом учете в первоначальную стоимость входят все расходы на покупку актива;
— меньше шансов получить кредит, поскольку в балансе будет меньше стоимость активов и прибыль.

Начислять 100-процентную амортизацию по инвентарю (способ № 3)

— амортизацию надо начислить только один раз;
— нет разниц при условии, что стоимость инвентаря не дороже 100 000 руб.
— разницы по инвентарю дороже 100 000 руб., так как в налоговом учете его надо амортизировать ежемесячно;
— меньше шансов получить кредит, так как в балансе снизится стоимость активов и прибыль.

Не включать дополнительные расходы в стоимость материалов (способ № 4)

— не нужно выяснять, связан ли расход с покупкой МПЗ, и распределять транспортные расходы.— разницы: в налоговом учете в стоимость МПЗ могут входить расходы, связанные с покупкой.

Сразу списывать МПЗ (способ № 5)

— меньше работы, например, не надо проводить материалы через счет 10.— возникают разницы: в налоговом учете на общей системе запасы списывают при передаче в производство.

Отказаться от резерва под снижение стоимости запасов (способ № 6)

— не надо считать и начислять резерв; — нет разниц, поскольку в налоговом учете не существует резерва под снижение стоимости МПЗ— владельцы компании получат недостоверные сведения о стоимости ТМЦ, ведь в балансе она будет завышена

Обойтись без амортизации нематериальных активов (способ № 7)

— не надо формировать первоначальную стоимость НМА на счете 04, а затем амортизировать его.— разницы, так как в налоговом учете НМА надо амортизировать.

Сразу списывать расходы на НИОКР (способ № 8)

— меньше работы, ведь не нужно собирать расходы на отдельном счете, а затем постепенно их списывать.— возникают разницы, так как в налоговом учете НИОКР списывают постепенно после завершения работ.
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Микропредприятие ведет упрощенный бухучет. Вправе ли оно списывать материалы при покупке минуя счет 10 сразу на расходы?
Микропредприятие вправе признать стоимость материалов в расходах по мере их приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01)
Нет.
Да.