ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Февраль 2018года
Налоги, бухучет и взносы
Безупречные проводки

Как восстановить НДС, если компания перешла на упрощенку

Проверьте, восстановили ли вы перед переходом на упрощенку НДС, который раньше приняли к вычету. Как и в каких случаях это надо сделать, читайте в статье. Если не заплатить восстановленный НДС, налоговики на проверке оштрафуют на 20 процентов от недоимки.

Восстановить принятый к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и выданным авансам вы должны были в IV квартале перед переходом с общего режима на упрощенку (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК). Восстанавливать налог не понадобится, если его к вычету не заявляли (письмо Минфина от 18.10.2016 № 03-07-14/60503). Например, купили товары у продавца, который применяет упрощенку, или использовали основные средства в деятельности, которая не облагается НДС.

По основным средствам НДС восстанавливают по остаточной стоимости. Всю сумму вычета доплачивать в бюджет не нужно. Восстановить потребуется только ту часть налога, которая приходится на остаточную стоимость. Рассчитайте ее по формуле:

Вычет по запасам, которые купили на общем режиме и не использовали на конец года, восстанавливают полностью. Так же поступают с налогом по авансам, которые перечислили поставщикам, если успели заявить его к вычету, но товары еще не получали.

Важная деталь

Покажите восстановленный налог в разделе 3 декларации по НДС в графе 5 по строке 080. Сдайте уточненку, если не отразили восстановленный НДС в декларации.

В бухгалтерском учете отразите НДС проводками:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
восстановили НДС по запасам и основным средствам;
ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
восстановили НДС по выданным авансам.

Пример. Как восстановить НДС по основным средствам

Первоначальная стоимость склада — 3 000 000  руб., а остаточная стоимость на 31 декабря 2017 года — 900 000 руб. К вычету в момент покупки приняли НДС — 540 000 руб. Бухгалтер рассчитал, какую сумму НДС нужно восстановить и перечислить в бюджет:

540 000 × 900 000 : 3 000 000 = 162 000 руб.

Проводку сделал такую:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
162 000 ₽
восстановили НДС по основному средству

На заметку

Что изменить в рабочем плане счетов

Добавьте в план счетов еще один субсчет к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», если перешли на упрощенку с 2018 года. Он понадобится, чтобы отражать расчеты по единому налогу на упрощенке. Назовите его, как вам больше нравится. Главное, чтобы было понятно, о чем речь. Например, «Расчеты по налогу, уплачиваемому на упрощенной системе налогообложения».

4
Февраль 2018года
Налоги, бухучет и взносы
Налоговый спор

Выходное пособие уменьшает расходы независимо от суммы

Из-за чего спорили: компания списывала в налоговом учете отступные уволенным работникам. Инспекцию не устроил размер пособий. Налоговики решили, что восемь средних заработков – это слишком много.

Кто выиграл: компания.

Победный аргумент: Налоговый кодекс не ограничивает расходы на выходные пособия какой-либо суммой.

Вы платите выходные пособия?
Вы платите выходные пособия?
57% Нет
22% Да, но только при сокращении штата
14% Да, периодически
7% Да, но редко
Всего ответов: 162


Компания закрыла одно из направлений бизнеса и уволила часть работников по соглашению сторон. Всем бывшим сотрудникам выдали выходные пособия. Эти отступные компания списала в налоговом учете.

Инспекторы на проверке заявили, что выплаты слишком большие. Максимальный размер пособия — три средних заработка. В исключительных случаях — четыре заработка, если бывший сотрудник обратился в службу занятости, но новую работу не нашел (ст. 178 ТК). Компания же платила повышенные суммы: одним сотрудникам шесть заработков, другим — восемь. Инспекторы усомнились, что это отступные. Они исключили расходы из налогового учета как необоснованные.

Организация решила отстоять расходы. В споре с налоговиками она дошла до Верховного суда, и судьи ее поддержали (определение от 22.11.2017 № 305-КГ17-10287).

 

Компания за три года истратила на выходные пособия
45 млн руб. Инспекторы решили, что расходы,
связанные с увольнением работников, завышены
и не имеют деловой цели. Значит, необоснованны.

ИРИНА ИЛЛАРИОНОВА,
советник государственной
гражданской службы РФ 2-го класса

Какие аргументы компании сработали в суде

Выплаты обоснованны. Компания закрыла неэффективный бизнес, чтобы исключить риск убытков. Из-за этого пришлось уволить часть сотрудников. Расстаться с ними по соглашению сторон и выплатить отступные — право компании. В Налоговом кодексе нет условия, что списать можно максимум четыре средних заработка. Значит, компания вправе учесть и пособия до восьми заработков (п. 9 ст. 255 НК). Тем более что это не так много, как показалось налоговикам. По мнению судей, такие суммы сопоставимы с обычными расходами других работодателей, которые сокращают персонал (ст. 180 ТК).

Совет от редакции: будьте готовы обосновать размеры выходных пособий

Инспекторы подозрительно относятся к пособиям, которые превышают четыре средних заработка. Им известно, что выдача отступных — это способ обналичить деньги. Организация увольняет сотрудника и платит ему крупную сумму отступных. Эти расходы компания списывает в налоговом учете (п. 9 ст. 255 НК). Затем работника оформляют обратно в штат, а деньги он возвращает в компанию наличными.

Если решили платить выходные пособия свыше четырех заработков, запаситесь документами. В локальном акте или соглашении о расторжении трудового договора распишите, кому, когда и в какой сумме полагаются отступные. Безопаснее, чтобы выплаты зависели от стажа и трудовых достижений работников. Укажите, что выдаете пособие за время, пока сотрудник ищет новую работу, либо как плату за отказ от трудового договора. Налоговики должны понимать, что единственная цель ваших выплат — защитить сотрудников от временной потери заработка. О чем еще недавно спорили компании с проверяющими, и чьи аргументы приняли судьи.

Налоговый кодекс не ограничивает сумму расходов
на выходные пособия. Выплаты компании сопоставимы
с аналогичными расходами других работодателей
и связаны с сокращением бизнеса. Поэтому отступные
из восьми заработков обоснованны.

РОЗАЛИНА ЛАХМАН,
старший налоговый консультант департамента
налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ

О чем еще недавно спорили компании с проверяющими

СитуацияАргументы судей

О штрафах за СЗВ-М

Компанию нельзя штрафовать, если она сама нашла ошибку в СЗВ-М
Компания сдала СЗВ-М, и проверяющие приняли отчет. Через два месяца бухгалтер обнаружил, что включил в отчет лишних физлиц. Он подал отменяющий СЗВ-М, и фонд оштрафовал компанию за недостоверные сведения в исходной форме на 3500 руб. (500 ₽ × 7 чел). Компания пошла в судСудьи отменили штраф. Компания нашла и исправила ошибку самостоятельно. У ПФР есть инструкция по персучету, где сказано: если компания самостоятельно исправляет недочеты в СЗВ-М, то штрафовать ее нельзя (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2017 по делу № А76-11004/2017)

О вычетах НДС

Вычет с новой машины не получить, если на ней ездит посторонний человек
Компания взяла в лизинг элитный автомобиль. Вычет с его стоимости заявила в декларации по НДС. Налоговики в вычете отказали. Машина находится в городе, где у компании нет подразделений. Ее использует человек, который не работает в организации. В суде компания пояснила: автомобиль приобрели, чтобы создать имидж. Человек, который на нем ездит, ищет для организации клиентов. У компании с ним договорСудьи поддержали налоговиков. У компании нет документов по эксплуатации машины. Несмотря на договор, нет доказательств, что человек, который ездит на автомобиле, действительно работает на организацию. Выплат в его пользу не было, новых клиентов он не приводил, выручка компании не увеличивалась. Машину приобрели для личных целей. Значит, получить вычет с ее стоимости компания не вправе (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2017 по делу № А57-16026/2016)

Об украденных документах

На проверке налоговики ждут даже те бумаги, которых у компании нет
На выездной ревизии налоговики запросили у компании документы. Организация представила часть бумаг. Остальные сдать не смогла: посторонние лица проникли в архив и уничтожили большую часть документов. Это подтверждает протокол осмотра архива, который составила полиция. За каждый несданный документ налоговики потребовали 200 руб. штрафа (п. 1 ст. 126 НК)Судьи оставили штрафы в силе. Кто-то посторонний действительно уничтожил документы компании. Но это не означает, что запрос инспекции можно игнорировать. Утраченные бумаги компания должна была восстановить. А если не успела это сделать на момент проверки, то о сроках, когда документы опять будут в наличии, надо было сообщить налоговикам. Это спасло бы от штрафа (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.11.2017 по делу № А43-17451/2016)

О больших премиях

Опасно включать в расходы миллионные премии за обычную работу
Компания выдала директору, его заместителям и главбуху единовременные производственные премии в общей сумме 69 млн руб. Эти выплаты бухгалтерия учла при расчете налога на прибыль. Инспекторы в расходах отказали. Компания утверждала, что сотрудников поощрили за особо важные поручения, которые они успешно выполнили. Но в чем важность, налоговики так и не понялиРасходы незаконны. В положении о премировании про выплаты за особо важные задания нет ни слова. В трудовых договорах сотрудников — тоже. Что за важные поручения были у работников, компания объяснить не смогла. Сотрудники выполняли повседневные обязанности. Премировать их не за что, значит, выплаты экономически необоснованны (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2017 по делу № А40-163997/2016)
4
Февраль 2018года
Налоги, бухучет и взносы
Программы для главбуха

Как поменять учет движимого имущества в бухгалтерской программе

Перенастройте учетную программу, чтобы проще было контролировать расчет налога на имущество. Ведь с января для этого налога действуют новые правила. Что поменять в программах Главбух софт и 1С: Предприятие 8, смотрите на картинках.

Важная деталь

Если вы используете для учета другую программу, спросите у специалистов техподдержки, как создать новый субсчет.

Бухгалтерам раньше было удобно вести учет движимого имущества на одном субсчете — по нему действовал единый порядок (п. 25 ст. 381 НК). Сейчас в некоторых регионах для ваших коллег ничего не изменилось, они могут вести учет, как прежде. К примеру, в Московской области с движимого имущества, которое приняли на учет с 2013 года, как и раньше, платить налог не нужно (Закон от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ).

Но власти большинства регионов изменили условия льгот на движимое имущество. Например, в Ярославской области имущество, которое приняли на учет в 2016 году и позже, освободили от налога, а с имущества, принятого на учет с 2013 по 2015 год, нужно платить налог по ставке 1,1 процента (Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з). Бухгалтерам Ярославской области вести учет движимых основных средств на одном субсчете станет сложнее.

Упростить учет можно, если добавите отдельные субсчета к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» для каждой ставки и льготы по налогу.

Например, в компании есть основные средства 1—2 амортизационных групп, а также имущество, которое относится к 3—10 группам. При этом часть таких активов местные власти освободили от налога на имущество, а для оставшегося определили ставку 1,1 процента. Будет удобнее, если бухгалтер откроет три субсчета, на которых объединит в группы имущество, которое облагается налогом по одним и тем же правилам.

Упрощаем расчет налога по движимому имуществу в программе Главбух софт

Субсчета
Субсчета
Объедините в группы имущество, которое облагается налогом по одним и тем же правилам. Добавьте такое количество счетов, сколько групп у вас получилось. Если поменялась только ставка налога по имуществу, разделять по разным субсчетам не имеет смысла.

 

Аналитика
Аналитика
Теперь сразу видно, по каким ставкам считать налог на имущество на этом субсчете. Так проще проконтролировать расчет, который сделала программа.

Чтобы добавить субсчет в Главбух софт, откройте справочник плана счетов. Для этого кликните «Бухгалтерия» > «Справочники» > «План счетов». Нажмите на счет 01, а затем на кнопку «Добавить». Задайте номер, название субсчета и сохраните результат.

Чтобы попасть в справочник плана счетов в программе 1С: Предприятие 8, нажмите «Главное» > «Настройки» > «План счетов». Затем кликните на кнопку «Создать» и задайте настройки. Для этого вначале выберите счет, к которому добавляете субсчет, а после этого вид счета — активный и вид учета по счету — бухгалтерский и налоговый.

Упрощаем расчет налога по движимому имуществу в программе 1С: Предприятие 8

Субсчета
Субсчета
Напишите в названии счета признак, по которому объединяли имущество в группу. Например, «Льгота» или «Пониженная ставка».

Аналитика
Аналитика
Какое имущество числится на каждом субсчете, можно увидеть в карточке счета или в оборотно-сальдовой ведомости по счету.

Если у вас устаревшая программа, проконсультируйтесь в техподдержке, как правильно добавить субсчет. Бывает, что остатки по новым субсчетам не попадают в баланс.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.