
Инспекторы обязаны удалить из базы липовую уточненку по НДС
Железный аргумент: инспекторы не вправе принимать отчетность от лиц, у которых нет доверенности.
ФНС довела до инспекций обзор значимой судебной практики за III квартал 2022 года (письмо от 30.12.2022 № БВ-4-7/17924). Одно из дел в подборке касается липовых уточненок. Смотрите, что говорить налоговикам на местах, если они не хотят удалять такую уточненку из своей системы.
От имени компании поступила уточненная декларация по НДС в электронном виде. Сдал ее представитель по доверенности — другая организация. Налоговики приняли декларацию, но потом выяснилось, что распоряжений уточнять отчетность компания не давала. Это сделали, вероятнее всего, мошенники.
Компания попросила налоговиков удалить уточненку из своей базы, но те отказались. Якобы это технически невозможно, а выход один — подавать еще одну, правильную уточненку.
У компании возник вопрос: раз она не подавала уточненку изначально, то почему должна что-то исправлять? В споре с инспекцией организация дошла до Верховного суда, и там ее поддержали (определение от 19.08.2022 № 306-ЭС22-7274). Судьи обязали ИФНС аннулировать липовую декларацию.
Аргументы, которые сработали в суде, простые. У тех, кто подавал уточненку, на самом деле не было доверенности на сдачу отчетности. В уточненке привели вымышленные реквизиты доверенности. Компания никому не разрешала отчитываться за нее. А ИФНС не сообщила, что кто-то посторонний уточнил начисления компании по НДС.
Если столкнетесь с похожей проблемой, есть смысл поспорить с инспекцией. Опирайтесь на судебный прецедент, который даже ФНС считает значимым. Звонки рядовым инспекторам вряд ли помогут: у них может не быть полномочий, чтобы разрешить вопрос на своем уровне. Поэтому лучше сразу обращаться к руководству инспекции — например, запишитесь на личный прием. А если и это не помогает, жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган: УФНС по региону или межрегионалку (ст. 138 НК). Образец жалобы ниже.
Не отзывайте жалобу по просьбе ИФНС, пока не убедитесь, что налоговики исправили ситуацию. Иначе не сможете повторно пожаловаться, если ИФНС что-то не исправит (п. 7 ст. 138 НК).

- Действия по жалобе
Действия по жалобе
Укажите, чего именно ждете от налоговиков своей инспекции. А именно удалить уточненку и вернуть ваши начисления.- Обоснование
Обоснование
Сошлитесь на судебный прецедент и тот факт, что ФНС довела его своим письмом до инспекций.- Получатель жалобы
Получатель жалобы
Жалобу подавайте в инспекцию, которая бездействует. Налоговики сами передадут ее в вышестоящий орган.- Ситуация
Ситуация
Опишите, что случилось, чтобы налоговики из УФНС смогли вам помочь.- Форма жалобы
Форма жалобы
Составьте жалобу по типовой форме из приказа ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.
за правильный ответ
