ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Март 2023года
Новости
У нас в гостях

Как решать проблемы с кодами маркировки — советы от Честного Знака

Что делать, если код не читается, товар пришел без маркировки или продается на развес? На эти и другие вопросы ответила Екатерина Беломестнова из Честного Знака. Из интервью также узнаете, как с 1 марта выводить из оборота товар, который продали на маркетплейсе или передали в качестве сувенира клиенту.

ЕКАТЕРИНА БЕЛОМЕСТНОВА — руководитель проектов департамента проектных коммуникаций Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). В 2018 году окончила Санкт-Петербургский горный университет. С 2018 года работает в Честном Знаке, оператором которого является ЦРПТ. Хобби — спорт, путешествия.

ГЛАВБУХ: Екатерина, какое оборудование и ИТ-решения понадобятся компании, чтобы начать продавать маркированные товары?

ЕКАТЕРИНА БЕЛОМЕСТНОВА: Во-первых, для того чтобы зарегистрироваться в системе «Честный Знак», вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Во-вторых, необходимо подключить ЭДО. Для малого бизнеса в Честном Знаке есть встроенный электронный документооборот. Он называется ЭДО Лайт. Сервис создан специально для того, чтобы участник маркировки смог бесплатно подключиться к нему прямо в личном кабинете в системе «Честный Знак».

Чтобы зарегистрировать компанию в Честном Знаке, нужна электронная подпись

Из оборудования понадобится онлайн-касса с версией фискального накопителя, поддерживающей маркировку, а также 2D-сканер, чтобы считывать код маркировки.

А если товар продается через вендинговые аппараты?

В этом случае сканеры не нужны. Компания или предприниматель заранее выводят из оборота товары, которые планируют загрузить в вендинговый аппарат. В личном кабинете системы «Честный Знак» надо указать причину — вывод из оборота для вендинговой продажи.

А если товар долго не продается, не придется ли организации получать новый код? Есть ли срок годности у кода маркировки?

Нет, срока годности у кода маркировки как такового нет. Нанесли один раз и достаточно. Другое дело — маркировка товара с ограниченным сроком годности. Если товар просроченный, код автоматически становится недействительным.

Допустим, товар долго лежал на складе, код стал нечитаемым. Что делать продавцу?

В этом случае надо перемаркировать товар, то есть заказать новый код в Честном Знаке. Наклеить код на этикетку и продавать товар дальше.

Что предпринять, если товар, подлежащий маркировке, пришел немаркированным?

Тут, к сожалению, есть только один вариант: вообще не принимать такой товар. Возвращайте продукцию продавцу, и пусть он ее маркирует. Ведь наносить на товар маркировку могут только производители и импортеры. К тому же за продажу товаров без кода маркировки предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Если код маркировки на товаре стал нечитаемым, надо заказать новый код в Честном Знаке

Не все товары попадают к конечному покупателю в упаковке. Те же сыры часто продаются на развес. Как маркировать и выводить из оборота такой товар?

Расскажу на примере с сыром. Производитель маркирует головку сыра одним кодом маркировки. Магазин ее принимает по ЭДО. На балансе у него одна головка сыра. Дальше магазин фасует сыр в индивидуальную упаковку, например по 300 г. Заказывать маркировку на куски сыра не понадобится. Но в течение трех дней с момента, как выложили нарезку на прилавок, в личном кабинете системы «Честный Знак» надо вывести целую головку сыра из оборота, указав вес товара, его розничную цену и причину — продажа на развес.

Что делать, если компания продает маркированный товар, но взяла несколько единиц для личного пользования?

Действуйте по той же схеме: выведите из оборота товары, которые взяли для себя. Причина — использование для личных нужд.

А если компания заказывает воду в офис?

В этом случае товар из оборота выводит поставщик. В УПД или накладной указывает, что вода предназначена не для продажи.

Перейдем к маркетплейсам. Чек на товар покупателю выдает торговая площадка. Как продавцу в таком случае вывести товар из оборота?

С 1 марта 2023 года маркетплейсы выводят товары из оборота самостоятельно (подп. 1 п. 2 Изменений, утв. постановлением Правительства от 29.07.2022 № 1351. — Примеч. ред.). А вам нужно будет передать товар с помощью ЭДО.

Надо ли передавать в систему «Честный Знак» данные о товаре, который распространяется в качестве сувенирной продукции?

Да. В этом случае выводите товар из оборота по причине «маркетинговые нужды» или «прочее». Еще один вариант — заказать сувенирку сразу с пометкой, что продавать ее не планируете. Поставщик сам выведет этот товар из оборота.

Мы видели, что у Честного Знака есть бесплатные мобильные приложения. Причем как для потребителей, так и для продавцов. Расскажите, в чем их польза?

Да, но помимо приложений, о которых расскажу позже, для производителей и импортеров в самой системе маркировки созданы уникальные отчеты. В них вы можете проследить, где и по какой цене продается ваш товар. В каком регионе он реализуется лучше, сколько остатков хранится у оптовиков.

Важная деталь

Скачать мобильные приложения Честного Знака можно в официальных магазинах приложений вашего смартфона.

Для чего это нужно производителям и импортерам?

Чтобы повышать продажи товара. Выгрузили, посмотрели и можете формировать любую маркетинговую аналитику. Такие исследования уникальны и, как правило, стоят дорого. У нас все данные предоставляются бесплатно. Также у нас есть два мобильных приложения.

Расскажете про эти приложения?

Во-первых, это «Честный Знак.Бизнес» — помощник для малого и среднего бизнеса. Поставите его на мобильник и сможете принимать товар с помощью встроенного сканера, формировать УПД, выводить товар из оборота. Также с помощью приложения можно списывать товары, сканировать их, получать расширенную информацию при приемке: владелец, бренд и т. д.

А что представляет собой мобильное приложение для потребителя?

С помощью мобильного приложения потребитель может просканировать товар и узнать о нем всю информацию: где был произведен, срок годности, среднюю цену (пока это касается только лекарств. — Примеч. ред.), посмотреть наличие лекарств в аптеках.

Для бизнеса это приложение также имеет свою ценность. К примеру, продавец обуви видит, что в соседнем отделе товар продается без маркировки. Жалобу на недобросовестных конкурентов можно подать сразу через мобильное приложение, а далее ее передадут в Роспотребнадзор. Это удобно.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.