ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Март 2023года
Кадровая работа
Битва мнений

Расчетные листки по электронной почте: еще можно или уже запрещено

Минтруд против того, чтобы сотрудники получали расчетные листки по электронке, если компания не внедрила ЭКДО. Мы разузнали у юристов и чиновников, как они относятся к новой позиции ведомства. Стоит ли бухгалтерам отказываться от электронных писем и переходить на бумажные расчетные листки. Смотрите их ответы, выбирайте удобный и безопасный для себя вариант.

Что нового сказали в Минтруде о выдаче электронных расчетных листков

Осторожно

Если компания не выдает сотрудникам расчетные листки, ее могут оштрафовать. Штраф на организацию — от 30 000 до 50 000 руб., на директора или ИП — от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП).

Ранее Минтруд разрешал работодателям направлять расчетные листки работникам на электронную почту (письмо от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560). При условии что в трудовых договорах или локальном акте компания зафиксировала такой порядок извещения.

Однако в начале 2023 года чиновники неожиданно изменили свою позицию. Теперь, по их мнению, недостаточно указать в локальном акте или трудовых договорах, что компания выдает листки в электронном виде. Необходимо использовать систему ЭКДО, чтобы выдача листков соответствовала требованиям ТК (письмо Минтруда от 20.01.2023 № 146/ООГ-296).

Возможная причина такого резкого разворота чиновников — новые нормы трудового законодательства (ст. 22.1–22.3 ТК). С 2021 года в кодекс ввели понятие кадрового ЭДО. С этого момента чиновники выделяют три формата обмена документами между работником и работодателем: бумажный, электронный документооборот, а также смешанный обмен документами с дистанционщиками. Почему дистанционщикам, как и прежде, безопасно отправлять на электронку расчетные листки, смотрите в заметке ниже.

Кроме того, с 1 марта 2023 года вступили в силу единые требования к форматам электронных документов (приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н). Теперь электронные документы должны иметь коды. Так, трудовому договору присвойте код 01.006, а согласию работника работать сверхурочно — 02.008. Такая настройка должна быть в информационной системе, где ведете электронный документооборот.

Но все это только предположения. Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились с просьбой прокомментировать последнее письмо Минтруда № 146/ООГ-296 к представителям юридического сообщества и Роструда. Что они нам ответили, читайте далее.

Шпаргалка

Сколько раз в месяц выдавать расчетный листок работнику

Роструд считает, что достаточно выдавать работнику расчетный листок один раз в месяц (письмо от 17.09.2021 № ПГ/26944-6-1). Конкретных сроков в законе нет. На практике расчетные листки выдают, как правило, по итогам месяца при выплате зарплаты. При этом не важно, как сотрудники получают зарплату — на карту или наличными из кассы. Компания в любом случае обязана выдать расчетные листки работникам (ч. 1 ст. 136 ТК).

Что о новой позиции Минтруда думают юристы и чиновники

Электронные письма с расчетными листками — это надлежащий письменный способ извещения сотрудников о составе зарплаты. В этом убежден Аркадий Вайман, кандидат юридических наук и партнер юридической фирмы АНП «Зенит». Он считает, что компании вправе направлять расчетные листки по электронной почте. Ведь стороны в договоре могут согласовать любой способ обмена документами и сведениями (п. 64 постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015 № 25).

Похожая позиция и у адвоката Марии Поляк. Она тоже считает, что расчетные листки можно рассылать по электронной почте. Но необходимо установить такой способ извещения в локальном акте или трудовом договоре.

Другая позиция у адвоката Олеси Умрихиной. По ее мнению, компании безопаснее работать с учетом новых разъяснений Минтруда. По крайней мере до тех пор, пока не появится судебная практика, которая будет разрешать передачу расчетных листков по электронке. Но если все же решили рассылать листки по электронке, позаботьтесь об информационной безопасности. За утечку персональных данных из расчетных листков Роскомнадзор вправе оштрафовать компанию на сумму до 100 000 руб., директора или главбуха — до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП).

А вот другой юрист Анна Устюшенко считает, что введение в ТК норм об ЭКДО никак не повлияло на право работодателя отправлять расчетные листки на электронную почту сотрудника.

А что же о новой позиции Минтруда думают чиновники из Роструда? Иван Иванович Шкловец, заместитель руководителя Роструда, разъяснил: если все требования закона соблюдены, рассылать расчетные листки можно и по электронной почте.

На заметку

Что делать компаниям, у которых есть дистанционные сотрудники, но пока нет ЭКДО

Мы выяснили в Роструде, что по удаленщикам чиновники занимают однозначную позицию. Им можно направлять документы или уведомления по электронной почте, если такой порядок извещения указан в договоре с сотрудником или локальном акте. И для этого не обязательно вводить систему ЭКДО (ч. 2 ст. 312.3 ТК). Исключение: трудовые договоры, допсоглашения к ним, договоры о материальной ответственности. Такие документы должны быть обязательно завизированы усиленной квалифицированной подписью, если компания составляет их в электронном виде.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.