
Советы на случай, если хотите пожаловаться на инспекцию
Чтобы жалоба сработала, ее не стоит составлять интуитивно. Так можно бесполезно потратить время и не получить нужного результата. Сориентироваться в правилах подачи жалоб помогут подсказки от эксперта «Главбуха» Натальи Кораблевой.
НАТАЛЬЯ КОРАБЛЕВА — эксперт журнала «Главбух», советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. Опыт налоговой службы — 13 лет. В инспекции занималась выездными проверками. После инспекции работала в региональном УФНС: рассматривала жалобы на решения и действия или бездействие ИФНС. В команду «Главбуха» пришла в июле 2022 года.

В чем разница между жалобой и возражениями?
Возражения — это несогласие с выводами, предложениями, фактами, изложенными в акте либо дополнении к акту налоговой проверки. Или же в акте об обнаружении фактов, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях (п. 6 ст. 100, п. 6.2 ст. 101, п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения рассматривает должностное лицо инспекции, к примеру ее руководитель.
Жалоба — это несогласие с решениями ИФНС о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, а также действиями или бездействием налоговиков (п. 2 ст. 138 НК). К примеру, вы несогласны с решением по проверке или решением, по которому вас оштрафовали за непредставление документов по требованию. Или вы считаете незаконным, что ИФНС не проводит сверку расчетов с бюджетом или требует документы, представление которых не предусмотрено НК.
Жалобы рассматривает региональное управление ФНС или вышестоящая инспекция (при двухуровневой системе). Это обязательный этап досудебного обжалования.
Возражения не заменяют жалобу. Поэтому если представлены возражения на акт, но жалобу на последующее решение компания не подавала, то досудебный порядок будет не соблюден (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2022 по делу № А57-28465/2021). В последующем суд вправе отказать организации в рассмотрении иска, если досудебный порядок обжалования нарушен.
Вправе ли компания подать жалобу до решения по итогам проверки?
Подавать жалобу в УФНС или вышестоящую инспекцию до вынесения решения инспекции не запрещено. Главное обжаловать не само содержание акта, а какие-то действия или бездействие проверяющих, связанные с проверкой. К примеру, инспекторы направили встречку после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, не вручили документы, которые подтверждают нарушение, не уведомили о рассмотрении материалов проверки и т. д.
Подавать жалобу на содержание и выводы акта до вынесения итогового решения абсолютно бессмысленно. Такая жалоба будет считаться возражениями, и ее передадут на рассмотрение в ИФНС.
Можно ли в жалобе попросить отменить акт налоговой проверки?
Такое требование, вероятнее всего, не удовлетворят. Дело вот в чем. Акт предназначен для оформления результатов проверки. Его составляют и подписывают инспекторы, которые проводили проверку. Поэтому акт может содержать только предложения, а не решения. Такой промежуточный документ никак не влияет на права и обязанности того, в отношении кого составлен. В арбитражной практике есть примеры решений, которые подтверждают эту позицию (определение Конституционного суда от 27.05.2010 № 766-О-О, постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2022 по делу № А40-105133/2021).
Все это не означает, что акт нельзя обжаловать. Если есть претензии к составлению акта, их можно изложить в жалобе на последующее решение по итогам проверки. Например, вручили акт не со всеми страницами или приложениями, в акте нет подписи и т. д.
Важная деталь
Акт налоговой проверки обжаловать нельзя. Если не согласны с ним, подавайте возражения.
Если не согласны только с частью нарушений в решении ИФНС, обжаловать все решение или конкретный эпизод?
В этом случае важно правильно сформулировать свои требования в просительной части жалобы. Это повлияет на возможность судебного обжалования того, с чем вы не согласны.
Допустим, компания в жалобе не согласна с конкретными эпизодами решения и просит отменить решение в части этих эпизодов. В таком случае надо понимать следующее. Если какие-то эпизоды в жалобе не будут указаны, то обжаловать их в суде вряд ли получится. Придется подавать в УФНС или вышестоящую инспекцию еще одну жалобу — конкретно по эпизодам, которые не обжаловали. Если, конечно, сроки обжалования к тому времени не пройдут.
Есть вариант попросить УФНС или вышестоящую инспекцию отменить решение полностью. Да, скорее всего, результат будет отрицательным. Ведь по какимто эпизодам вы не приведете доводы, почему решение нужно отменить. Но в дальнейшем у вас будет возможность обжаловать решение в суде полностью. Многие суды придерживаются позиции, что досудебный порядок будет соблюден независимо от того, есть в жалобе подробное описание доводов компании или нет (п. 67 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2023 по делу № А65-6251/2022). Главное вы просили отменить решение в полном объеме.
Этот вариант подходит компаниям, которые не согласны с решением ИФНС по всем эпизодам, но не могут пока обосновать свою позицию по каким-то моментам. Или хотят как можно скорее пойти в суд, считая, что он более объективно рассмотрит дело.
Могут ли вышестоящие налоговики дополнить решение инспекции и увеличить сумму к уплате уже по своему решению?
УФНС или вышестоящая инспекция вправе исправить или дополнить нормативные ссылки, если в решении посчитают их, например, некорректными. Допустимо также исправление арифметических ошибок и опечаток. Главное, чтобы из-за этих изменений или дополнений налоги, пени и штрафы не стали больше, чем были в решении инспекции. Вот это уже будет незаконно (п. 81 постановления Пленума ВАС № 57).
На заметку
Используйте сервис ФНС, чтобы отслеживать статус жалобы
Отслеживать статус вашей жалобы в ФНС можно в сервисе «Узнать о жалобе» (service.nalog.ru/complaints.do). Выберите, куда именно адресована жалоба. Информация о жалобе будет отражаться в виде решения, кроме сведений, доступ к которым ограничивает законодательство.
