
Покажите этот образец тем, кто хочет получить соцвычет
Здесь найдете готовый образец заявления, которое пригодится сотрудникам, желающим оформить соцвычет по НДФЛ. Покажите его тем, кто хочет получать вычет у работодателя, ведь бланк заявления поменялся.
Заявление о подтверждении права на соцвычеты понадобится сотрудникам, которые хотят получать вычеты через работодателя. Речь о расходах на обучение, медицину и лекарства, добровольное страхование жизни и физкультурно-оздоровительные услуги.
Еще по этой теме
Подавать заявление нужно в инспекцию вместе с бумагами, подтверждающими право на вычет. Например, если речь идет о вычете на собственное обучение работника, то к заявлению понадобится приложить договор с учебным заведением и платежные документы.
Новый бланк заявления на соцвычеты налоговики утвердили приказом от 27.12.2022 № ЕД-7-11/1264. В нем же есть порядок заполнения и электронный формат заявления. Сразу оговоримся: существенных изменений по сравнению с предыдущей версией бланка нет. Его просто привели к актуальным требованиям НК. А еще исключили поля «Дата выдачи» и «Кем выдан» для сведений о документе, удостоверяющем личность.
Заявление состоит из двух листов. Первый — титульный. Он выглядит так же, как выглядят титульники в любом другом отчете, который сдаете в ФНС. Тот, кто подает заявление, указывает на титульном листе свои ИНН и Ф. И. О., номер паспорта и другие данные о себе. Нужен еще код инспекции, которая примет заявление. Посмотреть его можно на сайте ФНС в разделе «Контакты».→nalog.gov.ru
На втором листе необходимо указать, у какого работодателя гражданин планирует получать вычеты. Далее надо привести конкретные суммы по каждому основанию для вычета. Разобраться поможет образец.

- Реквизиты работодателя
Реквизиты работодателя
Укажите данные компании, где будете получать вычет.- Сумма
Сумма
В заявлении можно суммировать несколько вычетов.


Оборачиваемость запасов, дебиторки и кредиторки: как и зачем определять
Ведущий рубрики Алексей Иванов продолжает рассказывать о показателях деловой активности бизнеса. Сегодня речь пойдет об оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей. Читайте, чем полезны эти показатели и как их просчитать.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ — участник разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета нового поколения. Основатель и ведущий телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Автор трех монографий, более ста научных статей и бестселлера «Бухгалтерия для небухгалтеров», к. э. н., доцент.

Оборачиваемость запасов
Оборачиваемость запасов (англ. — Inventory Turnover Ratio, сокр. — ITR) показывает, сколько раз за период компания полностью использовала свои запасы. Иными словами, сколько раз эти запасы обернулись.
Как рассчитать. Считайте оборачиваемость запасов по формуле:
![]() |
Возьмите себестоимость продаж из строки 2120 «Себестоимость продаж» отчета о финансовых результатах, а остаток запасов — из строки 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса.
Есть альтернативный вариант расчета ITR, при котором в числителе себестоимость продаж заменяют на выручку. Этот подход обосновывают тем, что в себестоимость в зависимости от учетной политики могут входить общехозяйственные расходы, которые мало связаны с использованием запасов.
При этом с 2021 года действует ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он прямо запрещает включать общехозяйственные расходы в стоимость запасов. Значит, до себестоимости продаж они не добираются, а раскрываются в отчете о финансовых результатах отдельной статьей «Управленческие расходы». А вот в выручку как раз заложена норма прибыли, которая по разным товарным позициям может сильно отличаться, из-за чего оборачиваемость искажается. Так что для расчета оборачиваемости запасов лучше использовать оригинальный вариант формулы.
Что показывает. Контроль динамики ITR позволяет не создавать избыточных запасов, а значит, не терять в них капитал, который можно использовать альтернативно. Например, вложить в модернизацию производства или инвестировать в другой бизнес. Анализ ITR по отдельным номенклатурным группам или видам продукции поможет определить залежавшиеся виды материалов, товаров и готовой продукции. Исследование причин изменения ITR подскажет, как скорректировать ценообразование, а также продать лишний товар со скидкой или повысить цены на дефицитный товар.
Нормативных значений ITR не существует — оборачиваемость запасов зависит от отрасли и бизнес-модели компании. Анализировать нужно динамику и причину изменения показателя. Чем выше ITR, тем быстрее запасы превращаются в проданную продукцию. А значит, компания меньше тратит на хранение. Но высокая оборачиваемость может свидетельствовать и о недостатке запасов на складах. Например, при их дефиците.
Пример 1. Как рассчитать оборачиваемость запасов
Вид запасов | На 31.12.2022, ₽ | На 31.01.2023, ₽ | На 28.02.2023, ₽ |
---|---|---|---|
Рога | 500 000 | 800 000 | 900 000 |
Копыта | 700 000 | 600 000 | 400 000 |
Вид запасов | Январь 2023 года, ₽ | Февраль 2023 года, ₽ |
---|---|---|
Рога | 500 000 | 300 000 |
Копыта | 500 000 | 900 000 |
Словарь
Кассовый разрыв — это временная нехватка денег. К примеру, надо оплатить аренду или перечислить зарплату, а денег нет, поскольку клиент вовремя не оплатил поставку.
Оборачиваемость дебиторки и кредиторки
В кассовый разрыв попадают, когда срок оплаты кредиторки уже наступил, а срок оплаты дебиторки — еще нет. Для закрытия кассового разрыва можно взять кредит, но это приведет к тому, что часть прибыли придется отдать банку в виде процентов. Лучше заранее прогнозировать и избегать кассовые разрывы. Для этого используют два показателя — периоды погашения дебиторки и кредиторки.
Как рассчитать. Чтобы рассчитать период погашения дебиторки (англ. — Debtor Days Ratio, сокр. — DDR), используйте формулу:
![]() |
Период погашения кредиторской задолженности (англ. — Creditor Days Ratio, сокр. — CDR) считайте так:
![]() |
Возьмите дебиторку и кредиторку из строк 1230 и 1520 баланса, а выручку и себестоимость продаж — из строк 2110 и 2120 отчета о финрезультатах. Вместо года можно брать квартал или месяц. Тогда данные для расчета берите за этот период, а 365 замените на количество дней в периоде. Обратные к DDR и CDR величины показывают количество оборотов дебиторки и кредиторки за период. Часто считают именно так, но в днях нагляднее.
Что показывает. DDR и CDR помогают ответить на два вопроса: существует ли риск кассового разрыва и стоит ли предоставлять покупателям отсрочку оплаты за отгруженную продукцию?
DDR — это среднее количество дней, за которое покупатели оплачивают отгруженную продукцию. CDR — среднее количество дней, за которое компания оплачивает свои долги перед кредиторами.
Приемлемые величины DDR и CDR сильно отличаются для разных отраслей. Например, в торговле эти показатели могут составлять один-два месяца, а в строительстве — около полугода. Но есть общее правило: если DDR больше CDR, то покупатели оплачивают долги перед вами дольше, чем вы оплачиваете свои. Это значит, что однажды вам срочно потребуется оплатить счет поставщика, а денег на расчетном счете еще не будет. Нужно стараться, чтобы DDR был меньше CDR. Ведь кредиторская задолженность — это бесплатные деньги, а закрытие кассового разрыва потребует платных заемных средств.
Пример 2. Какие варианты помогут избежать кассового разрыва
Чтобы понять, можно ли предоставлять покупателю отсрочку платежа, сравните ее срок с CDR. Если предполагаемая отсрочка короче, чем CDR, то покупатель вернет деньги раньше, чем вам понадобится платить по своим долгам. Значит, такая отсрочка допустима. В противном случае есть шанс попасть в кассовый разрыв.


Сервис
(от лат. service, servio — служение, обслуживать)
![]() |
Основной смысл слова «сервис» тесно связан с понятием служения. В том числе с религиозной стороны — этим словом называют музыку при богослужении, которую пишут для хора или соло. Но нам, обывателям, ближе другое толкование: бытовое обслуживание. Это когда тот или иной сервис решает наши проблемы и запросы. Например, доставляет покупки на дом, ремонтирует автомобиль или пришивает пуговицу к пальто. Или так: заказали вы в кафе напиток, а его принесли через минуту, да еще и с печенькой. Вот это сервис!
Иногда под запрос потребителей появляются совсем уж странные услуги. Скажем, покупка «сам не знаю чего». Вы получаете коробку-сюрприз, внутри которой может оказаться что угодно в пределах суммы, которую перечислили продавцу. А как насчет эстетического массажа пощечинами? Говорят, хорошо помогает от морщин. Или сервис извинений, который придумали в Японии. Он для тех, у кого язык не поворачивается попросить прощения лично.
Основное предназначение сервисов — так или иначе быть полезными людям. Вот и ФНС старается, держит курс на клиентоцентричность. Об этом не раз говорил глава службы Даниил Егоров. За последнее время ведомство предложило массу сервисов для компаний, ИП и обычных граждан. Их можете найти на сайте налоговиков. А про полезные сервисы «Главбуха» узнаете здесь. Используйте их в работе — они доступны всем вип-подписчикам электронного журнала.
