ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Май 2023года
Новости
У нас в гостях

В ФНС объяснили, как правильно подавать налоговые жалобы

Как правильно попросить о снижении штрафа и подать жалобу на ИФНС, чтобы ее не отказались рассматривать? На эти и другие популярные вопросы ваших коллег отвечает Роман Якушев, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС.

РОМАН ЯКУШЕВ — начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России. Государственный советник РФ 1-го класса. Окончил Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ.

Жалобу надо подавать в тот налоговый орган, на который компания хочет пожаловаться

ГЛАВБУХ: Роман Вячеславович, очень рады видеть вас в гостях у «Главбуха». Первый вопрос. Может ли компания как-то восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС при наличии уважительных причин? Например, в связи с болезнью руководителя такую жалобу подали спустя месяц с момента получения решения инспекции.

РОМАН ЯКУШЕВ: Такой возможности налоговое законодательство не предусматривает вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока. Институт восстановления срока к апелляционным жалобам не применяется. Это связано прежде всего с тем, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК. — Примеч. ред.). То есть срок апелляционного обжалования исчисляют с момента, когда компания получила такое решение.

Если восстановить срок невозможно, что бы вы порекомендовали компаниям в такой ситуации? Ведь получается, после вступления в силу спорного решения по нему сразу начнется процедура взыскания.

В случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы можно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК. — Примеч. ред.). Жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения. То есть в любом случае остается возможность обжаловать спорное решение. Надо учесть, что подача такой жалобы не приостановит взыскание по решению, которое уже вступило в силу. Но НК предусматривает механизм приостановления взыскания по решению, если компания предоставит банковскую гарантию (п. 5 ст. 138 НК. — Примеч. ред.). При необходимости можно воспользоваться этой возможностью.

Если компанию не устраивает решение вышестоящего налогового органа, то она вправе в течение трех месяцев со дня принятия такого решения обратиться в ФНС.

Предположим, компания обжаловала решение ИФНС по проверке частично. Управление отказало, теперь компания собирается обращаться в суд. Можно ли в суде оспорить решение, в том числе в тех частях, по которым компания не подала жалобу?

Выявление смягчающих обстоятельств — обязанность, а не право налоговой инспекции

В суде может быть оспорено решение налоговой инспекции только в той части, которая была обжалована в вышестоящий налоговый орган (абз. 2 п. 67 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57. — Примеч. ред.).

Другая ситуация: компания просит отменить решение ИФНС полностью. Но не приводит в жалобе никаких доводов по какому-то эпизоду и не называет причин, почему решение надо отменить. В этом случае досудебный порядок обжалования решения инспекции будет соблюден?

Будет. Досудебный порядок считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе доводы, опровергающие выводы налогового органа (абз. 4 п. 67 постановления Пленума ВАС № 57. — Примеч. ред.).

Компания направила жалобу напрямую в вышестоящий налоговый орган, а не в ту налоговую инспекцию, которая вынесла решение или допустила бездействие, совершила действия, которые необходимо обжаловать. Из-за этого в рассмотрении жалобы могут отказать?

В рассматриваемом случае имеет место несоблюдение порядка подачи жалобы (ст. 139 и 139.1 НК. — Примеч. ред.). Жалобу надо подавать в тот налоговый орган, на который компания хочет пожаловаться. Но нарушение этого порядка не основание для вышестоящего налогового органа, чтобы оставить жалобу без рассмотрения.

Налоговое правонарушение, совершенное впервые, не является обстояте-льством, смягчающим ответственность

Насколько критично несоответствие формы и формата жалобы при отправке ее по ТКС?

Жалоба может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет на сайте ФНС (п. 1 ст. 139.2 НК. — Примеч. ред.). Приказом ФНС (от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645. — Примеч. ред.) действительно утверждены формы и форматы подачи жалобы в электронном виде по ТКС. Но на практике несоблюдение формы или формата не влечет за собой оставление жалобы без рассмотрения.

Поговорим о штрафах. НК обязывает инспекции самостоятельно учитывать смягчающие обстоятельства. Но часто в решениях встречаются формулировки вроде «смягчающие обстоятельства не заявлены». Инспекция не устанавливает их и не снижает штраф. Что бы вы порекомендовали компаниям?

Должностное лицо налогового органа выявляет смягчающие обстоятельства, даже если компания не подает соответствующее ходатайство (подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК, подп. 4 п. 5 ст. 101 НК. — Примеч. ред.). Вместе с тем рекомендую компаниям действовать проактивно: самостоятельно заявлять о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и представлять документальное подтверждение.

Может ли компания рассчитывать на снижение штрафа в суде, если она не заявляла о смягчающих обстоятельствах в рамках досудебного обжалования?

Снижение штрафа возможно. Право на установление смягчающих обстоятельств есть и у налогового органа, и у суда. Если инспекция не установила смягчающие обстоятельства, это не мешает суду установить их в рамках судебного процесса. Компания вправе представить суду доказательства этих смягчающих обстоятельств.

Компании часто просят учесть в качестве смягчающего обстоятельства тот факт, что налоговое правонарушение совершили впервые. Как вы считаете, имеет смысл на это ссылаться?

Совершение налогового правонарушения впервые не может служить обстоятельством, смягчающим ответственность. Такой подход сформирован судебной практикой. Но допускаю, что данное обстоятельство инспекция может учесть, например, при оценке несоразмерности деяния тяжести наказания.

Предположим, что жалобу от имени компании подписывает доверенное лицо. Какую доверенность передавать налоговикам: оригинал или можно ограничиться копией? Как ее лучше заверить: нотариально или достаточно удостоверить подписью директора компании?

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 НК. — Примеч. ред.). ФНС считает, что к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности или ее заверенная копия для достоверного установления лица и предела его полномочий при подаче жалобы.

Если представитель действует на основании нотариальной доверенности, то к жалобе можно приложить ее копию. Оригинал доверенности необходимо предъявить специалисту, который принимает жалобу. Налоговая инспекция сможет проверить факт наличия такой доверенности и достоверность документа с помощью общедоступного сервиса (reestr-dover.ru. — Примеч. ред.).

Нужно ли прилагать доверенность повторно, если организация подает дополнение к основной жалобе?

Нет, повторно представлять доверенность не требуется.

Есть ли особенности в досудебном урегулировании налоговых споров, связанных с ЕНС?

Как таковых особенностей нет. Жалобы, связанные с единым налоговым счетом, вышестоящие налоговые органы рассматривают, опираясь на правила главы 19 НК (письмо ФНС от 14.02.2023 № БВ-4-9/1702. — Примеч. ред.). На эту же главу кодекса инспекторы ориентировались и раньше.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.