
Получили счет‑фактуру с межценовой разницы. Что проверить для вычета
Что сделать: прежде чем принять к вычету НДС по счету-фактуре, посмотрите, не допустил ли продавец ошибку в ставке и сумме налога.
Предположим, вы работаете с поставщиком из ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областей. Такие компании рассчитывают базу по НДС особым образом, да еще и по расчетной ставке 9,09, 16,67 или 0 процентов. Первые две цифры получаются, если расчетные ставки 20/120 и 10/110 перевести в десятичные дроби. Специальные ставки касаются продажи товара, который поставщик приобрел или изготовил до 1 января 2023 года. Если вы приобрели такой товар, продавец приведет в счете-фактуре налог не с полной стоимости, а с межценовой разницы (ст. 162.3 НК). То есть из цены продажи вычтет стоимость товара по состоянию на 1 января 2023 года.
Пример. Как продавцы из присоединенных регионов выставляют счета-фактуры
Нередки случаи, когда продавец считает НДС по ставке 20/120 или 10/110 вместо 16,67 или 9,09 процента. Это ошибка, даже несмотря на то что разница при расчете налога может быть минимальной. Для целей НДС это имеет значение: вычет по счету-фактуре с неправильной ставкой заявлять небезопасно (письмо Минфина от 02.08.2019 № 03-07-11/58375).
Увидеть из счета-фактуры, что налог посчитан с межценовой разницы, легко. Смотрите на образце, как должен быть заполнен такой счет-фактура и какие у него особенности.
Если продавец указал в графе 7 счета-фактуры не ту ставку и, соответственно, занизил сумму налога в графе 8, попросите поставщика внести исправления в счет-фактуру и скорректировать книгу продаж. Так вы снизите риск, что инспекторы откажут в вычете НДС (письмо ФНС от 12.04.2023 № СД-4-3/4425).


Платим взносы по общему тарифу, а не по пониженному. Оштрафуют?
Чем рискуете: штрафа за неприменение пониженного тарифа страховых взносов не будет. Но инспекторы могут снять расходы, если учтете всю сумму взносов, рассчитанных по стандартному тарифу.
Допустим, вы подпадаете под условия пониженного тарифа страховых взносов, но по какой-то причине решили его не применять. То есть платите взносы по общему единому тарифу: 30 процентов в пределах облагаемой базы и 15,1 процента сверх нее (п. 3 ст. 425 НК). Будет ли в таком случае штраф?
С одной стороны, применять пониженный тариф взносов — это не право, а обязанность. НК не предусматривает возможности отказаться от пониженного тарифа. К примеру, если компания входит в единый реестр субъектов МСП, то она должна уплачивать взносы по пониженному тарифу 15 процентов. В этом случае тариф применяют к части выплат свыше МРОТ (подп. 17 п. 1, п. 2.4 ст. 427 НК).
С другой стороны, специального штрафа за неприменение пониженного тарифа нет. Также не требуется пересчитывать взносы и подавать уточненные РСВ за прошлые периоды. Это вы вправе сделать по своему желанию. Ведь обязанность сдавать уточненки возникает только в том случае, если компания занизила в отчетности сумму налога или взносов (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК).
Несмотря на то что штрафа не будет, учитывайте вот что. У проверяющих могут возникнуть претензии к учету расходов. При расчете налога на прибыль взносы относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). То есть они уменьшают облагаемую налогом прибыль. Если компания должна применять пониженный тариф, а вместо этого начисляет взносы по общему тарифу, она завышает расходы. Так что есть вероятность, что при проверке налоговики снимут такие затраты, доначислят налог на прибыль, потребуют пени и штраф.
Чтобы не доводить ситуацию до споров с налоговиками, пересчитайте взносы по пониженному тарифу и подайте уточненные РСВ. Также уточните декларации по налогу на прибыль до того, как налоговые инспекторы обнаружат завышение расходов.
Раньше, чтобы избежать штрафа за уточненку, достаточно было перечислить недостающую сумму налога и пени. Но с этого года правила изменились. Вам понадобится погасить все долги на едином счете. Теперь на момент подачи уточненки сальдо ЕНС должно быть положительным. Его должно хватать на погашение недоимки и пеней (п. 1, подп. 1 п. 4 ст. 81 НК).
за правильный ответ


Если обновляете сотрудникам электронные подписи, сделайте эти проводки
Электронные подписи, которые выданы сотрудникам компаний по обычной письменной доверенности, а не по МЧД, можно использовать еще год (Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ). Если хотите пока работать с КЭП без машиночитаемых доверенностей, пусть сотрудники оформят или обновят подписи до 1 сентября — потом это сделать будет уже невозможно. А как отразить расходы на электронные подписи в бухучете, читайте в статье.
За усиленными квалифицированными подписями представителям компаний или ИП нужно обращаться в коммерческие удостоверяющие центры. ФНС такие подписи не выдает.
Изготовление сертификатов ключей подписей — возмездная услуга, поэтому в бухучете потребуется сделать записи. Какие — рассмотрим далее. Есть два варианта.
Вариант 1. Затраты на изготовление сертификатов ключей подписей можно отразить в бухучете единовременно. Стоимость отнесите в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» на дату подписания акта оказания услуг (п. 16 ПБУ 10/99).
В учете сделайте проводки:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 оказаны услуги по созданию ключа ЭП, ключа проверки ЭП и сертификата УЦ; |
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 отражен входной НДС; |
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 входной НДС принят к вычету. |
На заметку
Учитывать ли электронную подпись в бухучете как нематериальный актив
Формально сертификат электронной подписи подходит под определение нематериального актива, так как у него отсутствует материально-вещественная форма. Но в то же время период действия ЭП определяет удостоверяющий центр, который ее выпустил. Он же вправе аннулировать ЭП. Отсюда вывод, что электронную подпись нельзя отнести к НМА. Значит, стоимость подписи достаточно учесть в составе расходов — текущих или будущих.
Вариант 2. Если сертификат ЭП действует год и более, списать расходы на его приобретение единовременно нельзя. Отразите расходы на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывайте равными долями в течение срока действия сертификата (п. 19 ПБУ 10/99). Проводка:
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60 оказаны услуги по созданию ключа ЭП, ключа проверки ЭП и сертификата УЦ. |
Затем ежемесячно делайте такую запись:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 97 списана часть расходов будущих периодов. |
В таком же порядке спишите стоимость носителя ключевой информации — USB-носителя, токена или флешки — с записанным ключом проверки ЭП. Это при условии, что стоимость носителя не выделена отдельно в договоре, но входит в стоимость сертификата.
Если носитель приобрели отдельно от сертификата, списать расходы на него можно через счет 10 «Материалы». Проводки — ниже. Или же стоимость носителя учтите сразу на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 оприходован носитель с ключом электронной подписи; |
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 передан в эксплуатацию носитель с ключом электронной подписи. |
На заметку
Что с электронными подписями директоров и предпринимателей
31 августа 2023 года заканчивают действовать ЭП директоров и ИП, выданные в коммерческих удостоверяющих центрах. Такие подписи заблаговременно придется заменить на государственные, которые выдают УЦ ФНС (п. 2.3, 2.7 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). УЦ ФНС работают только с директорами, предпринимателями и нотариусами. Эти люди вправе оформить электронную подпись через ФНС бесплатно.
