ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
+ 1 навык за статью
Статья улучшает навыки:
– Оплата налогов, взносов и сверка с бюджетом.
Читайте до конца и уже завтра мы начислим вам навыки в Реестре
14
Июль 2023года
Налоги, бухучет и взносы
Личный кабинет

Как добиться, чтобы налоговики исправили ошибки на ЕНС. Тест‑драйв четырех способов

Сейчас есть четыре способа связаться с налоговиками, если не согласны с цифрами на ЕНС. Эксперты «Главбуха» проверили на себе все варианты и поделились впечатлениями. А вы выбирайте, какой способ общения с инспекторами подходит именно вам. Контакты для связи берите из памятки в конце статьи.

Горячая линия ФНС и ваши инспекторы


Опытом делится
ЮЛИЯ КУЗНЕЦОВА, эксперт журнала «Главбух»

Кому подходит: компаниям и ИП, которые привыкли решать вопросы с налоговиками по телефону.

Мнение редакции: советуем начинать общение с горячей линии. Отвечают быстро, есть шанс, что проблему решат на месте. Если нет, то звонок переведут на вашего инспектора. Так проще с ним связаться. Но если нужен документ о сверке с ИФНС, то общение по телефону его не заменит.

Когда я открыла свой личный кабинет предпринимателя, в сальдо ЕНС увидела ноль. Долгов на тот момент действительно не было. Но две недели назад я заплатила часть фиксированных взносов за 2023 год. Почему эта сумма не отобразилась в личном кабинете, я разобраться не смогла.

Я позвонила на горячую линию ФНС по номеру 8-800-222-22-22. Трубку взяли быстро, но специалист не смог сказать ничего конкретного, потому что цифры на моем едином счете ему не видны. Зато он сразу перевел звонок на мою инспекцию. Ответили буквально за пару минут.

Инспектор вел себя вежливо, открыл программу и посмотрел состояние расчетов по ИП. Он заверил, что свои взносы я скоро увижу в личном кабинете. Подсказал, как заполнить заявление о зачете, чтобы уменьшить аванс по УСН за полугодие. Напомнил, что подать заявление можно только электронно и для этого понадобится электронная подпись, которую можно получить прямо в инспекции. Он даже посоветовал, где дешевле купить токен для подписи.

Примерно через сутки после разговора с инспектором зашла в личный кабинет и увидела, что там действительно появился платеж по взносам. В тот же день купила токен, сходила в ИФНС и без очереди получила электронную подпись. Подала заявление о зачете, чтобы инспекторы зачли взносы в счет аванса по упрощенке.

Думаю, что горячая линия ФНС больше подходит для общих консультаций, когда не нужно сверять цифры с базой налоговиков. Но все же я советую начинать со звонка на горячую линию, даже если у вас узкий вопрос. Если что, вас быстро переключат на инспекцию, да еще и на нужного специалиста.

Если по телефону конкретики вы так и не добились, рекомендую обращаться в ИФНС лично. Захватите с собой документы, которые подтверждают расчеты на едином счете. Независимо от того, как вы обратились в инспекцию, налоговики обязаны рассмотреть обращение на месте. Им запретили игнорировать звонки, а ожидание в очереди при личном посещении налоговой не должно превышать 15 минут (письмо ФНС от 08.02.2023 № АБ-4-19/1436).

Сервис оперативной помощи от ФНС


Опытом делится
ЛИНА ШУВАЛОВА, шеф-редактор журнала «Главбух»

Кому подходит: всем компаниям и ИП, включая тех, у кого нет личного кабинета на сайте ФНС.

Мнение редакции: налоговики перезванивают в течение нескольких часов, хотя обратную связь должны давать в течение суток. Минус — беседа не всегда продуктивна. Сразу же исправить ошибочные цифры на ЕНС вряд ли получится.

У близкого родственника небольшая компания, бухгалтерию ведет сам. Личного кабинета на сайте ФНС никогда не имел, но с переходом на ЕНС кабинет пришлось завести.

Заходим вместе в новый раздел с цифрами по единому счету, и родственник мой говорит: «А где переплата? У меня на конец года было 300 000 руб. переплаты, этой суммы не вижу». В 2023 году от компании уходили новые платежи по налогам и взносам, недоимок не было. Забирать переплату, по нашему мнению, инспекторы были не вправе. Я решила помочь разобраться в ситуации.

Зашла в сервис «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС» на сайте ФНС →nalog.gov.ru. Через него можно сообщить в налоговую о том, что вы не согласны с сальдо ЕНС, и попросить актуализовать данные.

За минуту заполнила форму обратной связи и отправила налоговикам. Там все просто: вбила ИНН компании, указала ее наименование и телефон для связи. В выпадающем списке выбрала «Не согласен с сальдо ЕНС, требуется актуализация» (Рис. 1). На всякий случай приложила скан прошлогоднего акта сверки, который инспекторы выдали в конце декабря. Благо выбор форматов большой, система берет даже заархивированные файлы. Конвертировать тоже не понадобится.

Мне позвонили через два часа, хотя у налоговиков на это есть сутки. Инспектор говорил вежливо, но минус в том, что это был не налоговик из нашей инспекции, а специалист горячей линии ФНС. Он не смог разобраться на месте, куда делись излишне уплаченные деньги, и перевел звонок на инспекцию. Нам посоветовали пройти сверку расчетов с бюджетом. Запрос на сверку мы отправили еще два месяца назад и продублировали его через месяц, но акт до сих пор не получили. Видимо, нужно набраться терпения и еще какое-то время подождать. Глава ФНС обещал, что технические проблемы из-за перехода на ЕНС решат совсем скоро.

Рис. 1. Оперативная помощь

Введите свои данные, отметьте, что не согласны с сальдо единого счета, и отправьте налоговикам заявку через сервис.

Форма обратной связи в личном кабинете ФНС


Опытом делится
ВЕРА ОРОЕВА, шеф-редактор специальных проектов журнала «Главбух»

Кому подходит: всем компаниям и ИП, у которых есть личный кабинет на сайте ФНС. 

Мнение редакции: удобно, что звонит инспектор, который ведет вашу компанию. Он может оперативно исправить технические ошибки. Еще один плюс — через ЛК можно решить любые вопросы, в том числе разыскать потерявшийся платеж.

Помогала брату составить уточненку по УСН на уменьшение суммы налога. Отправили ее в инспекцию. После этого сумма к уплате в личном кабинете не уменьшилась, а почему-то увеличилась на сумму из уточненки.

Сразу же в ЛК оставила сообщение об ошибке. Для этого перешла с главного экрана ЛК в детали ЕНС и кликнула «Нашли ошибку в данных? Сообщите нам» (Рис. 2). Выбрала раздел, к которому относится проблема, кратко описала ситуацию и указала номер телефона (Рис. 3). На следующий день мне позвонили:

— Добрый день, меня зовут Евгений, ИФНС №**. Вы оставили заявку о проблеме в личном кабинете.

— Здравствуйте, да. Я подавала уточненку по УСН за 2022 год на уменьшение суммы налога. Но долг в личном кабинете почему-то вырос.

— Декларацию от вас мы получили. Но система пока не распознала, что уточненная декларация должна заменить прежний отчет. Поэтому суммы из уточненки легли сверху. В ручном режиме поправить я это не смогу. Ошибку исправим, когда уточненка пройдет камералку. Вы, главное, не волнуйтесь — ничего лишнего вы бюджету не должны.

Рис. 2. Сообщение об ошибке

Чтобы найти форму сообщения, с главного экрана личного кабинета перейдите в раздел ЕНС.

Рис. 3. Категория проблемы

Выберите раздел, к которому относится ваша ошибка, и кратко опишите ситуацию.

Пока камеральная проверка нашей уточненки по УСН не закончилась, не могу сказать, как быстро исправят ошибку в начислениях и когда обновят данные в личном кабинете. Но меня удивило, что так оперативно перезвонили именно из инспекции, а не с горячей линии ФНС, и помогли понять, что происходит.

Через личный кабинет можно решать практически любые вопросы с ЕНС. Например, вы сможете разыскать потерянный платеж или через категорию обращения «Мне непонятна информация по ЕНС» попросить налоговиков объяснить, что происходит в вашем личном кабинете. Всего категорий обращений семь: «Баланс по счету», «Переплата», «Отложенная переплата», «Задолженность», «Предстоящие платежи», «Отсутствует платеж», «Мне непонятна информация по ЕНС». Поставьтегалочку в нужном разделе и кратко опишите проблему. Вам перезвонят из инспекции меньше чем за сутки. Но есть один момент: когда отправите в налоговую сообщение об ошибке, посмотреть статус заявки не получится. Пока такая возможность в ЛК не предусмотрена. Если волнуетесь, в любой момент можно позвонить в инспекцию или на горячую линию ФНС.

Шпаргалка

Приходите в соцсети журнала «Главбух» — мы тоже помогаем разобраться с ЕНС

Получить бесплатную консультацию по ЕНС и ЕНП можно в соцсетях журнала «Главбух». У нас есть телеграм-канал →t.me/eglavbukru и сообщество ВКонтакте. →vk.com/glavbukh На ваши вопросы ответят редакция или коллеги — опытные бухгалтеры. В соцсетях мы освещаем последние новости и рассказываем о новых статьях, которые вы могли пропустить. Коллеги делятся удачным или печальным опытом общения с инспекторами. Также в соцсетях коллеги обсуждают другие срочные бухгалтерские вопросы и обмениваются советами, как справляются с нововведениями.

Телеграм-канал и чат ФНС


Опытом делится
ЕЛЕНА МЕЛКОНЯН, эксперт журнала «Главбух»

Кому подходит: всем компаниям и ИП, которым удобно общаться с проверяющими через соцсети.

Мнение редакции: налоговики отвечают быстро, но общими фразами. За решением вопроса могут отправить в ИФНС по месту учета. Но не исключено, что сразу объяснят, как устранить проблему. Учтите, что вся информация, включая ИНН, попадет в открытый доступ, поэтому конкретные суммы налоговики не называют.

Настал тот день, когда я открыла личный кабинет своего ИП и увидела новый раздел ЕНС. Но радость быстро сменилась сначала удивлением, а потом вопросами. Сальдо оказалось отрицательным. И это у меня, которая все платит не то что вовремя, а сильно заранее!

Я полезла в телеграм-чат ФНС →t.me/fns_russia_chat. Оказалось, таких, как я, там предостаточно: вижу, задают вопросы, и там же в чате налоговики отвечают. Ну, и я решила написать. Вопрос состоял в том, откуда возникла недоимка. Ответили быстро — в тот же день. Порадовали, что недоимки на самом деле нет. Просто на момент, когда я смотрела сальдо ЕНС, по системе еще не прошел платеж, который я внесла некоторое время назад.

Кстати, кроме чата писать налоговикам можно прямо в официальный телеграм-канал. Эти каналы связи заточены не только под проблемы с ЕНС. Там вы вправе задать любой вопрос, который касается налогов, взносов, пеней, штрафов и в целом работы инспекторов (Рис. 4, 5). Вам будут отвечать как сами налоговики, так и коллеги-бухгалтеры — активные пользователи чатов.


Рис. 4. Телеграм-канал ФНС

Задать вопрос можно в комментариях к любой новости, которую налоговики выложили в телеграм-канал.

Рис. 5. Телеграм-чат ФНС

Написать сообщение можно в чате телеграм-канала ФНС. Отвечать будут налоговики и ваши коллеги-бухгалтеры.

Учитывайте вот что. Когда сообщите о неправильном сальдо через телеграм-канал или чат ФНС, налоговики попросят у вас ИНН и выложат сведения в открытый доступ. Если вас смущает такой способ общения, пользуйтесь другими каналами связи.

И еще: дать детализированную информацию о каждой сумме на ЕНС через соцсети вам не смогут — это налоговая тайна. Но общее состояние расчетов сообщат. Если у вашего вопроса сложное решение, данные передадут в ИФНС по месту учета компании или ИП. Коллеги сообщают, что из инспекции перезванивают быстро — в течение суток.

Как связаться с налоговиками, чтобы решить проблемы с ЕНС
Способ связиКак обратиться

Горячая линия ФНС и налоговики из инспекции
Позвоните по номеру 8 800 222-22-22. Если понадобится, специалист горячий линии переведет вас на налоговика из инспекции по месту учета. Хотите связаться со своей ИФНС — смотрите контакты на сайте ФНС →nalog.gov.ru

Сервис оперативной помощи от ФНС
Заполните форму заявки в сервисе «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС». Для этого перейдите по ссылкам. →nalog.gov.ru > О ФНС России > Сервисы и госуслуги > Обратная связь / Помощь Укажите ИНН и наименование компании, выберите проблему и оставьте номер для обратной связи

Форма обратной связи в личном кабинете ФНС
Из личного кабинета компании или предпринимателя перейдите в раздел ЕНС. В верхней части экрана кликните на поле «Нашли ошибку в данных? Сообщите нам». Выберите блок с подходящей под ваш вопрос категорией проблем, кратко опишите ситуацию и оставьте номер для обратной связи

Телеграм-канал и чат ФНС
Зайдите в официальный телеграм-канал с новостями от ФНС. →t.me/nalog_gov_ru В комментариях под любой новостью можно задать вопрос. Телеграм-чат от ФНС, в котором инспекторы также могут ответить о состоянии единого счета, найдете здесь.→t.me/fns_russia_chat

Юлия Кузнецова, эксперт журнала «Главбух»