
У предпринимателя должна быть отдельная подпись для бизнеса — так сказали в ФНС
Главное изменение: для бизнеса предприниматель должен использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП), которую ему выдали как ИП. Применять КЭП физлица нельзя.
У ИП может быть две электронные подписи. Одна — для бизнеса, вторая — личная, для себя как обычного физлица. В ФНС объяснили: применять для хозяйственной деятельности обе подписи нельзя. Они хоть и выданы одному человеку, но между ними есть разница.
Подпись физлица. КЭП физлицам выдают аккредитованные удостоверяющие центры. Чтобы получить такую подпись, понадобятся заявление и паспорт. Но для бизнеса такая подпись не годится. Ее можно применять только для личных нужд. Например, если надо дистанционно подписать электронные документы по личной сделке.
Подпись предпринимателя. Для работы бизнесмену нужно получить отдельную подпись в ИФНС или в удостоверяющих центрах. Имейте в виду: оформить подпись для ИП через доверителя невозможно. КЭП — это информация о предпринимателе (Ф. И. О., ИНН, ОГРН и пр.), упакованная в электронный формат.
Документы, подписанные КЭП, имеют юридическую силу. Наличие такой подписи позволяет бизнесмену удаленно представлять отчетность в ИФНС, СФР и другие госструктуры, работать с различными площадками и сервисами вроде Госуслуг, Росреестра и ЕГАИС, вести электронный документооборот с партнерами, участвовать в закупках.
На заметку
ИП не вправе подписывать отчетность личной КЭП
Предприниматель может и не оформлять КЭП ИП. Но имейте в виду, что подписью физлица нельзя, например, заверить отчетность в налоговую и СФР, завизировать заявление на зачет фиксированных взносов, чтобы уменьшить налог на УСН и патенте. Придется все документы представлять лично.
Другие новые документы для малого бизнеса
Минфин уточнил, когда малый бизнес переходит на уплату пониженных взносов. ИП, малые и средние компании вправе платить взносы по пониженному тарифу начиная с того месяца, когда удалось попасть в реестр субъектов МСП, и до месяца, когда оттуда исключили. На это указали чиновники из Минфина (письмо от 29.05.2023 № 03-15-06/48898).
Важная деталь
Основание для уплаты НДС — выставленный счет-фактура с выделенной суммой налога.
Пониженные тарифы следующие: 30 процентов — с выплат в пределах МРОТ, 15 процентов — с выплат сверх МРОТ.
Напомним, что к субъектам малого и среднего бизнеса относятся компании и бизнесмены, которые соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и внесенные в реестр субъектов МСП. Ведут этот реестр налоговики.
Компании на упрощенке вправе выставлять КС-2 и КС-3 — платить НДС не придется. Подрядчик на УСН выставил в адрес заказчика акт и справку по формам № КС-2 и № КС-3. Это первичные учетные документы, которые определяют объем и стоимость работ по строительству, выполненных на основании контракта. В документах подрядчик выделил НДС, но счет-фактуру при этом не выставил. Обязан ли он заплатить НДС? На этот вопрос ответили налоговики (письмо ФНС от 26.05.2023 № СД-4-3/6648). Подрядчик обязан перечислить НДС только в случае, если выставил счет-фактуру с выделенным налогом. Наличие НДС в формах № КС-2 и № КС-3 к такой обязанности не приводит.
Компания вправе остаться на УСН, даже если уведомление не подавала. Станет меньше споров с налоговиками насчет того, можно ли применять упрощенку без уведомления. ФНС дала новое выгодное разъяснение.
Представьте ситуацию: компания забыла подать уведомление о переходе на упрощенку. Но фактически работала на спецрежиме: сдавала декларации по УСН, платила авансы и налог по упрощенке. В подобной ситуации налоговики не вправе переводить организацию на общую систему. Так считают в ФНС (письмо от 19.06.2023 № СД-4-3/7638). Раз инспекторы не предъявляли претензии насчет деклараций и платежей, значит, одобряли действия компании. Организация вправе и дальше оставаться на спецрежиме, при условии что де-факто будет его применять.
