ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
17
Сентябрь 2023года
Вокруг бухгалтерии
Главбух в большом бизнесе

Обновите регламент для ЭП, чтобы работа с ФНС и контрагентами не застопорилась

С 1 сентября электронную подпись от имени компании сможет получить только руководитель. Остальным понадобятся специальные машиночитаемые доверенности. Чтобы работа с электронными документами не встала, поручите своим подчиненным актуализировать регламент по работе с электронными подписями и машиночитаемыми доверенностями. Готовые формулировки — в статье.

Зачем менять регламент по применению  электронных подписей

Загляните в регламент по применению электронных подписей, чтобы спокойно работать после 1 сентября, когда начнут действовать новые правила (Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ). Даже настроив свои бухгалтерские программы под изменения и научив подчиненных отправлять отчеты с МЧД в налоговую инспекцию и контрагентам, стоит проверить, готовы ли к изменениям в других отделах компании. Ведь проблемы с электронными документами в конечном счете придется решать главбуху.

Формулировки, которые имеет смысл сейчас добавить в существующий регламент, найдете далее. Их можно разослать сотрудникам, которые отвечают за работу с электронными подписями в вашей компании. Пусть скорректируют документ и уведомят работников. Конечно, при условии что такой регламент у вас есть. Если нет, сейчас самое время его завести. Скачайте готовый проект документа.

Важная деталь

С 1 сентября перестанут действовать подписи руководителей, которые они получили в коммерческих удостоверяющих центрах.

Что нового написать в регламенте про КЭП

Пусть ваши подчиненные проверят в регламенте раздел о квалифицированной электронной подписи. Возможно, в нем необходимо изменить правила получения КЭП сотрудниками. Получить личную подпись работники могут в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Выпуск подписи занимает от одного до двух рабочих дней и осуществляется по паспорту и СНИЛС. В регламенте требуется описать, как процесс замены подписей должен происходить в вашей компании и кто обязан следить за сроками действия КЭП. Пример формулировки — ниже.

Некоторые пункты из регламента, возможно, придется выкинуть. Например, раньше заявку на аннулирование электронной подписи мог подать не только сотрудник, но и компания. Такое могло случиться в ситуации, когда сотрудник уволился. Сделать так можно было, потому что в сертификате КЭП были указаны данные компании. Отозвать действующий сертификат мог директор, имеющий право действовать без доверенности от имени юрлица. Теперь аннулировать подпись вправе только сотрудник.

Отдел обслуживания ЭП
Отдел обслуживания ЭП
Укажите отдел, который отвечает за работу с КЭП.

Что написать в регламенте про МЧД

Имеет смысл добавить в регламент отдельный раздел о МЧД. В нем по пунктам расписать, как ваша компания будет формировать, отзывать и хранить машиночитаемые доверенности.

Пусть ответственные за регламент сотрудники закрепят в нем порядок формирования МЧД. Есть несколько вариантов, где формировать доверенность. К примеру, МЧД для налоговой инспекции формируется в сервисе ФНС. Если потребуется доверенность для обращения в систему «Честный ЗНАК» или в Социальный фонд, то пока сформировать МЧД можно лишь в их внутренних сервисах.

Обратите внимание на формат МЧД. ФНС, как и обещала, опубликовала на портале Госуслуг единую универсальную версию машиночитаемой доверенности в формате 003. Но лучше не спешить с ее использованием. Сейчас МЧД в этом формате принимают не все ведомства. Сами инспекции принимают МЧД в формате 002 (утв. приказом ФНС от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445). Доверенности версии 003 при обмене с ФНС сможете использовать не раньше 2024 года.

Не лишним будет установить в регламенте, как компании отзывать доверенность. Делать это нужно, если работник откажется от возложенных на него полномочий или уволится (ст. 188, 189 ГК). При отзыве необходимо известить инспекцию, в которую ранее предъявляли МЧД. Для этого надо подать заявление по формату, рекомендованному ФНС (письмо от 20.01.2022 № ЕА-4-26/534). Укажите, какой отдел будет следить за отзывом доверенностей ушедших сотрудников и проверять актуальность выданных МЧД. Примеры формулировок смотрите ниже.

Ответственные
Ответственные
Укажите, какой отдел должен следить за актуальностью МЧД.
Сервис отзыва МЧД
Сервис отзыва МЧД
Впишите, через какой сервис или посредством какого ПО будете отзывать МЧД.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.