
Как телефонные мошенники обманули предпринимателя, а банки добавили забот
«Ты же такая искушенная, как ты попалась на их удочку?» — спрашивают знакомые нашу героиню, когда она рассказывает, что стала жертвой мошенников. Александра — турагент-ИП, из-за телефонной разводки не только потеряла деньги, но и лишилась возможности нормально вести дела с клиентами, ведь ее бизнес-счет заблокировали. «Видимо, это плата за самоуверенность», — философски рассуждает предприниматель. Зато теперь она знает слабые места в организации бизнеса, ошибок больше не будет.
АЛЕКСАНДРА УЗКОВА — индивидуальный предприниматель со стажем, опытный турагент и путешественник. Из-за мошенников лишилась денег и оказалась в списке неблагонадежных банковских клиентов.

«Они все обо мне знали, и я утратила бдительность»
— Здравствуйте, Александра Сергеевна, это банк «Тинькофф». У нас изменились условия обслуживания, и мы со всеми клиентами переподписываем договор.
В тот момент я была занята, поэтому договорились созвониться позже. Через два дня перезванивает тот же человек, с того же номера. Ну да, он был незнакомый. Но, видимо, повторный звонок усыпляюще подействовал на мою бдительность: все же знают, что мошенники обычно звонят с разных номеров. Вежливый голос, грамотная речь, пара шуток — нормальный разговор. И вообще, мне часто звонят из этого банка.
Надо сказать, в момент нашей второй беседы я была уставшая, немного взбудораженная. Помню, специально зашла в кафе, чтобы продолжить общение с человеком в спокойной обстановке. Он знал все, видел все мои счета: бизнес, инвестиционный, брокерский. Называл баланс, спрашивал: а вы знаете, что у вас есть международные акции, которые заблокированы? Еще бы, конечно, знаю! В общем, всячески демонстрировал свою осведомленность о моих делах и в то же время давал мне ощущение, что я контролирую ситуацию.
Очевидно, у звонивших был пароль от моего личного кабинета в банке. Возможно я перешла по какой-то фишинговой ссылке, подцепила вирус. Такое случается, антивирусная программа не всегда помогает. Знаете, как бывает: компьютер подвисает, и ты начинаешь судорожно тыкать кнопки. В результате можешь ткнуть так, что тебе откроется целый мир, новый и незнакомый.
Но вернемся к телефонному звонку. После того как мошенник убедился, что я у него на крючке, события начали развиваться очень быстро:
— Мы сейчас начнем переподключать ваши счета к новому договору. Прямо сейчас мы подключаем... переподключаем... сейчас вам придет СМС, скажите нам код из СМС.
Ничего у меня в тот момент не щелкнуло. Этот банк все свои услуги предоставляет онлайн. И мне сказали, что скан договора пришлют на мою электронную почту, сами назвали адрес. Никакой договор, кстати, не получила. Но я пропустила и этот «звоночек» — уже доверяла. Что происходит, поняла только, когда банк заблокировал очередное списание и мошенник бросил трубку. Тут начинаю внимательно читать сообщения и вижу, что перевела деньги какому-то Альберту, Артему, Ивану...
Мы потом считали со службой безопасности: мне пришло девять CМC. То есть ребята еще неправильно вводили эти коды — очень спешили. Переводили до 15 000 руб. за один раз. Банк почуял неладное и заблокировал мои счета где-то на пятой операции. Что успели мошенники: перевели на мою дебетовую карту половину инвестиционного счета, забрали деньги с бизнес-счета — хорошо, что там было немного. А еще они забрали овердрафт, которым я никогда в жизни не пользовалась. То есть я еще и осталась должна банку! В общей сложности потеряла порядка 70 000 руб.
«Я потеряла не только деньги, но и возможность получать их от клиентов»
Банковская служба безопасности позвонила мне почти сразу. Открыли обращение. Мы разговаривали часа три, то с одним отделом, то с другим. По факту мошенники покусились не на меня, а на банк. В его интересах провести расследование, но вернуть деньги мне никто не обещал. Сама виновата, все мошенникам рассказала. В банке сказали только, что окажут содействие, если напишу заявление в полицию. Но я в тот момент была в Беларуси, так что с деньгами попрощалась.
Самое неприятное было потом. Видимо, из-за этой истории я в банковской системе мгновенно попала в список неблагонадежных получателей. У меня был единственный бизнес-счет, в одном банке, и я не могла им пользоваться. Банки клиентов блокировали переводы от моих туристов. Объясняли так: вы потеряете свои деньги, если переведете их этому человеку. Даже если делаете это по договору и будет онлайн-чек. Обещали заблокировать им карты и счета, если они продолжат настаивать. Уж не знаю, насколько это правомерно. Но после этой истории с мошенниками я поняла, что полезно иметь несколько бизнес-счетов в разных банках.
Бизнес не замер. Но начали подвисать клиенты. Для одного из них на брони стоял тур, его нужно было оплатить, пока предлагается выгодная цена. Но из-за всей этой неразберихи женщина не могла перевести мне деньги, и я оплатила путевку своими. Параллельно пыталась открыть новый счет — удаленно. Ничего не вышло, пришлось срочно лететь в Москву. Особо не собиралась, в рюкзак закинула только самое ценное: два рабочих компьютера и танцевальные туфли. Я ведь думала, вернусь через день... Но вот уже вторая неделя на исходе, а «Сбер» мне все еще не подключил возможность оплаты. Почему он? Да потому что клиентка — взрослая женщина, у нее карта «Сбера», и она хочет переводить деньги только на «Сбер». И таких клиентов большинство.
Параллельно я открыла счет еще и в «Точке». Там я смогла пользоваться счетом на следующий день после обращения. Потом несколько дней мне открывали возможность оплаты по QR-коду и по ссылке. Дольше всего занимались интеграцией моей онлайн-кассы, потому что они напрямую с ней не работают. Но зато банк все делал сам, а в «Сбер» я названиваю ежедневно. Только возможность оплаты по QR-коду мы подключаем десятый день. Онлайн-кассу, думаю, вообще будем подключать несколько месяцев. Для сравнения: то, что я до сих пор оформляю в «Сбере», в «Тинькофф» я делала сама через личный кабинет, практически одним кликом. К сожалению, «Сбер» не совсем ориентирован на малый бизнес.
Теперь я понимаю, что жертвой мошенников может стать любой человек. Но эта история «подсветила» мне как предпринимателю, что можно улучшить в работе. Именно поэтому я стараюсь максимально автоматизировать процедуру оплаты, организовать такой вариант, чтобы клиенту было удобно и спокойно с того момента, как он ко мне обратился. Это главная ценность для меня. А деньги я еще заработаю.
![]() Рис. 1. Как деньги уходили со счета Мошенники снимали не больше 15 000 руб. за один раз, свои действия подтверждали кодами из СМС-сообщений. | ![]() Рис. 2. Вернулись ли деньги на счет Банк не вернул ни копейки, потому что подтвержденные кодом операции считаются совершенными с согласия клиента. |
