
Эмодзи в переписке доказывает, что стороны согласовали сделку
Из-за чего спорили: продавец уверял, что задержал поставку, так как покупатель нечетко согласовал цвет товара. Покупатель возражал и требовал вернуть деньги.
Кто выиграл: покупатель.
Победный аргумент: продавец не исполнил договор.
Два предпринимателя заключили договор купли-продажи торгового киоска. По условиям договора цвет киоска утверждали в допсоглашении, но юридическую силу имели и сообщения, которыми стороны обменивались в мессенджере. Покупатель внес предоплату, но в срок поставка не состоялась. Из-за нарушения срока покупатель передумал приобретать киоск и потребовал от поставщика вернуть деньги. Продавец заявил, что не мог передать киоск без согласования цвета, ведь допсоглашение стороны не заключали. Но оказалось, что цвет стороны уже обговорили в мессенджере: продавец предложил цвет, а покупатель его одобрил, поставив эмодзи «палец вверх». В ответ поставщик уверял, что эмодзи нельзя считать одобрением цвета.
ИП-покупатель через суд потребовал от продавца вернуть аванс с процентами за пользование чужими средствами. Суд удовлетворил иск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А32-36944/2022).
Какие аргументы сработали в пользу покупателя
Судьи согласились: «палец вверх» в личных сообщениях означает, что покупатель одобрил цвет киоска. К тому же стороны предусмотрели в договоре, что переписка в мессенджере — один из способов согласования условий сделки. ИП-продавец получил одобрение цвета киоска с телефонного номера покупателя, также указанного в договоре. Из переписки не следует, что продавцу требовалась дополнительная информация для исполнения обязательств по договору.
Совет редакции: оформите спецификацию или допсоглашение к договору
Если вы покупатель. Согласовывать ассортимент товара и другие условия через мессенджер удобно. Но поставщик может по-своему интерпретировать ваши ответы, тем более эмодзи. А нужно, чтобы ваше волеизъявление было выражено однозначно. Безопаснее подписать с продавцом допсоглашение или спецификацию к договору или направить ему счет с указанием выбранного ассортимента. Если не проявить осмотрительность, поставщик будет вправе самостоятельно определить, какие позиции вам отправить (п. 2 ст. 467 ГК).
Если вы продавец. Когда в договоре сказано, что вы должны согласовать с покупателем ассортимент товара, то это существенное условие договора (п. 2 постановления Пленума Верховного суда от 25.12.2018 № 49). Несогласование ассортимента может привести к тому, что покупатель посчитает договор незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК). В таком случае вы не сможете требовать от покупателя принять и оплатить товары, даже если изготовили их под заказ.
Еще по этой теме
Четыре конфликта между контрагентами: кто кого переспорил.
Для безопасности оформите с покупателем, к примеру, спецификацию к договору. Она позволяет сторонам быть более гибкими. В договоре можно предусмотреть условия, которые в ходе исполнения сделки не изменятся, а с помощью спецификаций обновлять переменные данные: ассортимент, количество, сроки поставки товара. Или направьте покупателю уведомление с предложением заключить допсоглашение об ассортименте. Сделайте это до наступления срока поставки.
Неоформление в привычном виде допсоглашения
к договору может привести к недопониманию сторон,
нарушению сроков сделки и убыткам. Аккуратно относитесь
к переписке в мессенджерах. Лучше не реагировать
на сообщение, чем ставить эмодзи, если вас что-то не устраивает.
споров и банкротства BGP Litigation, к. ю. н.

Еще четыре недавних спора между компаниями
Ситуация | Аргументы судей |
---|---|
Об ошибке в сумме долга![]() | |
Компания обратилась в суд за взысканием с контрагента долга и неустойки по договору. Должник обратил внимание на расхождение. В исковом заявлении компания требует долг по одному договору, а в досудебной претензии совсем по другому. В первой инстанции судьи посчитали это нарушением досудебного порядка и иск не рассмотрели. Апелляция и кассация же встали на сторону компании, требовавшей погасить долг | Судьи отметили, что должник не стремился добровольно и оперативно урегулировать спор во внесудебном порядке. А придирки его направлены на необоснованное затягивание спора. Если из-за разночтений в суммах, о которых заявляла пострадавшая компания, ее иск оставить без рассмотрения, это ущемит права организации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2023 по делу № А40-122377/2022) |
О пенях и штрафах![]() | |
Стороны расторгли договор лизинга. Лизингодатель потребовал с лизингополучателя долг за пользование имуществом. Лизингополучатель решил, что сумма требования завышенная, и обратился в суд. Все из-за того, что в расчет долга лизингодатель включил как пени за просрочку внесения лизинговых платежей, так и штрафы за каждый факт несвоевременного внесения платежей. Лизингополучатель счел это двойным наказанием за одно и то же нарушение. Судьи не согласились | Закон не запрещает компаниям требовать с должников пени и штрафы за одно и то же нарушение. Ведь пени начисляют, чтобы устранить возможные финансовые потери предприятия в ситуации, когда контрагент не перечисляет оплату вовремя. А штраф — это санкция за нарушение обязательства по оплате. Назначают его, чтобы исключить соблазн для контрагентов платить с опозданием (определение Верховного суда от 25.10.2022 № 308-ЭС21-16199) |
О передаче товара покупателю![]() | |
Компании заключили договор поставки, и покупатель сразу внес оплату. Но товар от продавца не поступил. Покупатель решил расторгнуть договор и потребовал, чтобы продавец вернул деньги. Договориться не получилось, и покупатель обратился в суд. Поставщик деньги возвращать отказался и в суде. Заявил, что факт поставки подтвержден: счет-фактура выставлен, отражен в книге продаж и декларации по НДС | Суд поддержал покупателя. Тот факт, что поставка отражена в книге продаж и декларации по НДС продавца, не подтверждает передачу товара покупателю. Нужна подписанная первичка. Книга продаж первичным документом не является, счет-фактура тоже. Продавец обязан вернуть покупателю полученную предоплату (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2023 по делу № А40-42980/2021) |
О признании договора незаключенным![]() | |
Организация застраховала груз и для его перевозки заключила договор с ИП. При перевозке груз пропал. Страховая выплатила грузоотправителю возмещение расходов и потребовала от перевозчика-ИП погасить убытки. Однако ИП заявил, что договор не подписывал, не исполнял и оплаты не получал. Бизнесмен даже обратился за экспертизой подписи, которая показала, что договор подписал не он сам, а кто-то другой. Однако суды встали на сторону страховой компании | Судьи отметили, что неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции — это сопутствующая первичка: поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписки и пр. Если она оформлена надлежащим образом и подписана компанией и перевозчиком — в нашем случае ИП, то нельзя считать договоренности сторон недостигнутыми, а услугу неоказанной (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2023 по делу № А43-37650/2021) |
