ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
24
Декабрь 2023года
Вокруг бухгалтерии
Личный опыт

Аккуратнее с платежами через СБП — банк может заморозить ваши деньги

Использовать систему быстрых платежей для оплаты товаров и услуг выгодно. Продавцу СБП позволяет экономить на банковских комиссиях, а покупателю не нужно светить в интернете свою банковскую карту. Только вот от технических ошибок мгновенные СБП-переводы не защищены. Из-за такой ошибки шеф-редактор «Главбуха» Лина Шувалова полмесяца разыскивала деньги, которые с карты ушли, а к продавцу так и не попали. Свою историю-предупреждение она рассказала в этой статье.

ЛИНА ШУВАЛОВА — шеф-редактор журнала «Главбух». Работала налоговым инспектором и бухгалтером, но поняла, что хочет связать свою жизнь с текстами. С 2014 по 2018 год писала статьи для «Главбуха», потом три года была главным редактором крупного образовательного проекта. С 2021 года снова работает в любимом «Главбухе».

Деньги есть, но их нет — и все из-за ошибки СБП

Дело было так. Недавно я оставила заказ в интернет-магазине и мне прислали ссылку на оплату через систему быстрых платежей. Я по ней перешла, открыла приложение банка, подтвердила оплату, и деньги благополучно ушли с моей карты продавцу. По крайней мере, я так думала.

На деле было по-другому. Я сделала скрин квитанции из банковского приложения с оплаченной суммой, выслала продавцу. На что мне ответили: «Ваших денег не видим. В квитанции написано, что платеж в обработке». Действительно, у платежа был именно такой статус, а я сразу и не увидела. Вот как выглядела квитанция.

Открываю приложение банка, пишу в чат с оператором. Спрашиваю, где завис платеж, ведь деньги с карты уже списаны. Да и в истории платежей эта сумма висит с минусом, хотя и с пометкой «в обработке». Получаю ответ: «При оплате через СБП произошла техническая ошибка. Мы заморозили ваши средства: на карте вы их не видите, но они остались на вашем счете. В течение 16 дней произойдет отмена платежа, и деньги вернутся на карту».

Сказать, что я была ошарашена, это не сказать ничего. С подобным столкнулась впервые. Оператор объяснил, что отменить ошибочный платеж банк уже не сможет, и мне в любом случае придется ждать возврата денег на карту. И все это время пользоваться замороженными деньгами я не смогу.

Платеж, который никто не видел, незаметно вернулся

Прошло 16 дней. Все это время я видела ошибочный платеж со статусом «в обработке» в мобильном приложении банка — в истории платежей. Но спустя 16 дней этот платеж пропал и из истории, а баланс карты на эту сумму, как мне показалось, не увеличился. Я снова открываю приложение банка и пишу оператору. У нас состоялся немного странный диалог, в ходе которого сменились целых три оператора — и только третий смог наконец объяснить, где деньги. Он посоветовал скачать выписку по счету на дату ошибочного платежа и проверить остатки.

О чем мы говорили с операторами банка

Я последовала совету и скачала в приложении банка выписку по счету на 9 ноября. То, что сказал оператор, подтвердилось: баланс на начало и на конец дня действительно совпадал. В тот день, за исключением ошибочного платежа, других расходов по карте у меня не было. Получается, что деньги действительно вернулись, но я на это не обратила внимание, ведь от банка уведомлений не поступало. А отследить возврат за 16 дней проблематично, когда на карту приходят деньги от работодателя, а банк фиксирует в истории платежей все регулярные расходы, которых по карте ежедневно проходит много.

Вот еще какой момент про 16 дней мне удалось разузнать. Когда готовила эту статью, я уточнила у практикующих банкиров, что это за срок и чем он регламентирован. Специалисты ответили, что в Положении ЦБ от 24.09.2020 № 732-П, на которое опираются банки, о 16 днях ничего не сказано. Это однозначно внутренний регламент моего банка. Чем конкретно обусловлен такой длительный срок, знают только те, кто работает в этом банке. Но клиент при желании вправе сделать запрос банкирам, чтобы прояснить ситуацию и получить ссылки на нормативку.

Думаю, что в следующий раз, если я вдруг снова столкнусь с подобной ситуацией, запрошу у банкиров документальное обоснование такого длительного срока, на который они замораживают деньги на счете. Мне как эксперту журнала «Главбух» особенно интересно узнать, что они ответят и насколько их действия соответствуют законодательству.

На заметку

Как не попадать в подобные ситуации и что делать, если уже попал

Как избежать проблемы. Когда собираетесь оплатить покупку по системе быстрых платежей, проверьте соединение с интернетом. На практике платеж может сорваться и из-за того, что интернет в момент платежа работает нестабильно.

Как исправить ситуацию. Свяжитесь с операторами своего банка. Удобно, что во многих банковских приложениях есть чат. Отвечают быстро, но вначале придется пообщаться с ботом.
Не забывайте, что всегда можно запросить выписку по счету — прямо из банковского приложения. Можно сформировать ее за конкретный период или за день. Там увидите все платежи и поступления, сальдо на начало и на конец периода (дня). 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.