
Как главбуху определить, кому из бухгалтеров необходимо допобучение
Понять, кто из сотрудников бухгалтерии сейчас нуждается в повышении квалификации или точечной прокачке навыков, помогут методы из этой статьи. Ими поделилась практикующий психолог Александра Фокина.
АЛЕКСАНДРА ФОКИНА — доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии Московского института технологий и управления, член Федерации психологов-консультантов России, кандидат психологических наук. Много лет публикуется в профессиональных изданиях Группы Актион. В своих материалах старается давать читателям проверенную практику, которую легко использовать для ежедневного саморазвития.

Как установить, что есть объективные причины подучить некоторых коллег
Способы определения потребности в обучении внутри коллектива можно условно разделить на две группы. Первая группа — когда мы устанавливаем объективные причины для обучения, то есть необходимость подтянуть знания и навыки. Вторая группа — когда отслеживаем мотивацию и желание самих сотрудников, то есть субъективные причины для обучения.
Чтобы определить объективную потребность учиться, оцените уровень навыков коллег, проверьте, хватает ли у них текущих умений, чтобы приспособиться к изменениям в работе. Еще стоит отследить негативную динамику в работе бухгалтеров. Обсудим каждый способ отдельно.
Способ 1. Оцените уровень навыков коллег. Здесь все просто: расхождение между фактическим уровнем знаний и навыков с требованиями к конкретной должности — показатель, что у коллеги есть объективная потребность в обучении. Нехватка навыков — подсказка, что надо доучиваться. Избыток навыков — показатель высокой квалификации на этой ступени и потенциала для развития.
Способ 2. Проверьте готовность к изменениям. Предположим, ваша компания осваивает новые виды деятельности, модернизирует производственные или торговые процессы, проводит кадровые перестановки в бухгалтерии, устанавливает новое ПО. Параллельно могут подсуетиться чиновники: обновить формы отчетности, внести поправки в НК, скорректировать правила начисления каких-либо выплат и пр. Сотрудники, чью работу затрагивают изменения, имеют объективную необходимость научиться действовать в соответствии с ними.
В подобных случаях, как правило, не требуется отправлять работника на курсы повышения квалификации. Нужны краткосрочные виды обучения: тематические вебинары, практикумы, конференции, мини-курсы.
Способ 3. Отследите негативную динамику. Бухгалтер перестает справляться со своим кругом обязанностей, нарастают ошибки. Профессиональная квалификация достаточная, раньше с теми же задачами затруднений и задержек у специалиста не возникало. Но что-то произошло. Сотрудник не выдерживает эмоциональную нагрузку или не может управлять своим временем. Либо, к примеру, мешают какие-то особенности коммуникации в коллективе.
Если заметили негативную динамику в работе кого-то из бухгалтеров, скорее всего, ему требуется обучение в области soft skills. Необходимо повысить запас личностных умений, ресурсов, чтобы вернуть прежнюю результативность. Это могут быть мини-курсы, тренинги, вебинары.
Важная деталь
Опрос подчиненных должен быть прицельным. Вы собираете мнения по конкретной теме или выясняете отношение к конкретному вопросу.
Как вычислить желание и потребность конкретных сотрудников учиться
Далее поделюсь самыми простыми способами определить субъективную потребность бухгалтеров в обучении. Можно провести опрос, наблюдение и аудит личного дела конкретного коллеги. Но обо всем по порядку.
Способ 1. Проведите опрос. Это быстрый метод сбора информации. Опрос всегда прицельный: собираем мнения по какому-то конкретному поводу или выясняем отношение к какому-то конкретному вопросу. Для сотрудников можно провести экспресс-опрос, направленный на оценку потребности в обучении. По результатам опроса увидите, кто из сотрудников проявляет наибольший интерес к дополнительному обучению, какие профнавыки и знания интересны ему для освоения, какую форму обучения предпочитает. Образец листа-опросника для ваших коллег.
Опросник для бухгалтеров, чтобы определить мотивацию к допобучению
В каждом вопросе подчеркните ответ, который считаете для себя верным.
1. Приходится ли вам обращаться за помощью к коллегам в работе?
нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла
2. Занимаетесь ли вы дополнительно изучением каких-то нюансов по работе, например ищите подсказки и статьи по теме, смотрите вебинары?
нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла
3. Чувствуете ли вы дефицит в знаниях и навыках, необходимых для выполнения рабочих обязанностей?
нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла
4. Хотели бы вы пройти какое-либо профессиональное обучение?
нет — 0 баллов; скорее нет — 1 балл; скорее да — 2 балла; да — 3 балла
5. Если у вас есть готовность учиться, чему именно вы хотели бы обучаться? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
6. Какие дополнительные знания могли бы вам помочь лучше справляться с обязанностями, больше успевать?
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
7. Какие формы обучения вы считаете наиболее подходящими для себя (можно выбрать несколько):
Профессиональная переподготовка
Курсы повышения квалификации (очно, дистанционно)
Мини-курсы
Тематические вебинары
Практикумы
Круглые столы
Другое: ____________________________________________________________
В нашем экспресс-опроснике 6 и больше баллов указывают на наличие у сотрудника потребности в дополнительном обучении. Менее 4 баллов — на явное нежелание учиться. По результатам опроса как раз и увидите, кто из сотрудников имеет наибольшую мотивацию к учебе, какие профессиональные навыки и знания интересны для освоения, какая форма обучения подходит.
Способ 2. Наблюдайте. Потребность в обучении и готовность учиться видны по поведению сотрудника. Отмечайте в чек-листе (ниже) признаки, замеченные в поведении коллег, — некоторые очевидны, другие не такие явные.
Чек-лист 1. Признаки в поведении, которые укажут: бухгалтер заинтересован учиться
![]() | Проявляет профессиональные интересы: читает по работе, чему-то сам, без принуждения обучается. |
![]() | Быстро запоминает и начинает пробовать новые способы выполнения рабочих действий, о которых услышал от других или прочитал: внедряет, инвестирует в работу то, чему научился. |
![]() | Любит анализировать работу, обсуждать, дискутировать, рассказывать о профессиональных находках. |
![]() | Прямо говорит о желании учиться, делится положительными отзывами о своем обучении где-то. |
![]() | Ищет способы улучшить качество выполнения профессиональных действий: быстрее, удобнее, эффективнее, без нервов. |
![]() | Отличается любознательностью. |
Если признаки из чек-листа у вашего коллеги есть, значит, он стремится к дополнительному обучению. Обычно такие специалисты хотят учиться не для галочки, а для того, чтобы действительно приобрести новые знания и навыки.
Способ 3. Проведите аудит личного дела. Подсказки о потребности в обучении можно найти в карьерной траектории сотрудника. На этот случай вам пригодится еще один чек-лист. Отметьте в нем, что характерно для человека, который подпал под такой аудит.
Допустим, что признаки из чек-листа действительно характерны для вашего коллеги. Значит, он сейчас переживает такой этап в профессии, когда обучение необходимо, чтобы поддерживать достаточный уровень навыков. К примеру, у вас есть бухгалтер, которая недавно вышла из трехлетнего отпуска по уходу за ребенком. В отпуск она уходила, когда еще даже ЕНС не было. Сейчас ей нужно не только приспособиться к прошлогодним изменениям в уплате налогов и взносов, но и изучить новые глобальные изменения. Например, связанные с грядущей налоговой реформой: новой ставкой по налогу на прибыль, прогрессивной шкалой НДФЛ и пр. Ваши коллеги-главбухи рассказали, как именно они готовятся к налоговой реформе, какую разъяснительную работу проводят внутри бухгалтерии и как привлекают другие отделы.
Чек-лист 2. Признаки в карьере сотрудника, которые укажут на потребность в обучении
![]() | Выход из декрета или возвращение в профессию после перерыва по другой причине. |
![]() | Скорое прохождение профессиональной аттестации или конкурс на вакантную должность. |
![]() | Приближение пенсионного возраста (часто сопровождается тревогой, удастся ли остаться востребованным специалистом). |
![]() | Работник находится на старте карьеры или недавно совершил скачок в профессии (вырос в должности, возглавил отдел, перешел из небольшой организации в крупную). |
![]() | Периодическое профессиональное обучение на всем протяжении карьеры, особенно добровольное, которое инициировал сам коллега. |
Вырастить из сотрудника высококвалифицированного специалиста для компании дешевле, чем нанимать со стороны
Разрыв между необходимыми и имеющимися профессиональными навыками сотрудника — главный признак потребности в обучении
Как правило, высокий интеллект коррелирует с высокой мотивацией учиться новому
