ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
17
Сентябрь 2024года
Вокруг бухгалтерии
Непрерывное обучение

Как главбуху определить, кому из бухгалтеров необходимо допобучение

Понять, кто из сотрудников бухгалтерии сейчас нуждается в повышении квалификации или точечной прокачке навыков, помогут методы из этой статьи. Ими поделилась практикующий психолог Александра Фокина.

АЛЕКСАНДРА ФОКИНА — доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии Московского института технологий и управления, член Федерации психологов-консультантов России, кандидат психологических наук. Много лет публикуется в профессиональных изданиях Группы Актион. В своих материалах старается давать читателям проверенную практику, которую легко использовать для ежедневного саморазвития.

Если подготовка бухгалтера расходится с требованиями к его должности — это повод отправить коллегу на курсы повышения квалификации

Как установить, что есть объективные причины подучить некоторых коллег

Способы определения потребности в обучении внутри коллектива можно условно разделить на две группы. Первая группа — когда мы устанавливаем объективные причины для обучения, то есть необходимость подтянуть знания и навыки. Вторая группа — когда отслеживаем мотивацию и желание самих сотрудников, то есть субъективные причины для обучения.

Чтобы определить объективную потребность учиться, оцените уровень навыков коллег, проверьте, хватает ли у них текущих умений, чтобы приспособиться к изменениям в работе. Еще стоит отследить негативную динамику в работе бухгалтеров. Обсудим каждый способ отдельно.

Способ 1. Оцените уровень навыков коллег. Здесь все просто: расхождение между фактическим уровнем знаний и навыков с требованиями к конкретной должности — показатель, что у коллеги есть объективная потребность в обучении. Нехватка навыков — подсказка, что надо доучиваться. Избыток навыков — показатель высокой квалификации на этой ступени и потенциала для развития.

Способ 2. Проверьте готовность к изменениям. Предположим, ваша компания осваивает новые виды деятельности, модернизирует производственные или торговые процессы, проводит кадровые перестановки в бухгалтерии, устанавливает новое ПО. Параллельно могут подсуетиться чиновники: обновить формы отчетности, внести поправки в НК, скорректировать правила начисления каких-либо выплат и пр. Сотрудники, чью работу затрагивают изменения, имеют объективную необходимость научиться действовать в соответствии с ними.

В подобных случаях, как правило, не требуется отправлять работника на курсы повышения квалификации. Нужны краткосрочные виды обучения: тематические вебинары, практикумы, конференции, мини-курсы.

Способ 3. Отследите негативную динамику. Бухгалтер перестает справляться со своим кругом обязанностей, нарастают ошибки. Профессиональная квалификация достаточная, раньше с теми же задачами затруднений и задержек у специалиста не возникало. Но что-то произошло. Сотрудник не выдерживает эмоциональную нагрузку или не может управлять своим временем. Либо, к примеру, мешают какие-то особенности коммуникации в коллективе.

Если заметили негативную динамику в работе кого-то из бухгалтеров, скорее всего, ему требуется обучение в области soft skills. Необходимо повысить запас личностных умений, ресурсов, чтобы вернуть прежнюю результативность. Это могут быть мини-курсы, тренинги, вебинары.

Важная деталь

Опрос подчиненных должен быть прицельным. Вы собираете мнения по конкретной теме или выясняете отношение к конкретному вопросу.

Как вычислить желание и потребность конкретных сотрудников учиться

Далее поделюсь самыми простыми способами определить субъективную потребность бухгалтеров в обучении. Можно провести опрос, наблюдение и аудит личного дела конкретного коллеги. Но обо всем по порядку.

Способ 1. Проведите опрос. Это быстрый метод сбора информации. Опрос всегда прицельный: собираем мнения по какому-то конкретному поводу или выясняем отношение к какому-то конкретному вопросу. Для сотрудников можно провести экспресс-опрос, направленный на оценку потребности в обучении. По результатам опроса увидите, кто из сотрудников проявляет наибольший интерес к дополнительному обучению, какие профнавыки и знания интересны ему для освоения, какую форму обучения предпочитает. Образец листа-опросника для ваших коллег.

Опросник для бухгалтеров, чтобы определить мотивацию к допобучению

В каждом вопросе подчеркните ответ, который считаете для себя верным.

1. Приходится ли вам обращаться за помощью к коллегам в работе?

нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла

2. Занимаетесь ли вы дополнительно изучением каких-то нюансов по работе, например ищите подсказки и статьи по теме, смотрите вебинары?

нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла

3. Чувствуете ли вы дефицит в знаниях и навыках, необходимых для выполнения рабочих обязанностей?

нет — 0 баллов; редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла

4. Хотели бы вы пройти какое-либо профессиональное обучение?

нет — 0 баллов; скорее нет — 1 балл; скорее да — 2 балла; да — 3 балла

5. Если у вас есть готовность учиться, чему именно вы хотели бы обучаться? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

6. Какие дополнительные знания могли бы вам помочь лучше справляться с обязанностями, больше успевать?
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

7. Какие формы обучения вы считаете наиболее подходящими для себя (можно выбрать несколько):

Профессиональная переподготовка

Курсы повышения квалификации (очно, дистанционно)

Мини-курсы

Тематические вебинары

Практикумы

Круглые столы

Другое: ____________________________________________________________

В нашем экспресс-опроснике 6 и больше баллов указывают на наличие у сотрудника потребности в дополнительном обучении. Менее 4 баллов — на явное нежелание учиться. По результатам опроса как раз и увидите, кто из сотрудников имеет наибольшую мотивацию к учебе, какие профессиональные навыки и знания интересны для освоения, какая форма обучения подходит.

Способ 2. Наблюдайте. Потребность в обучении и готовность учиться видны по поведению сотрудника. Отмечайте в чек-листе (ниже) признаки, замеченные в поведении коллег, — некоторые очевидны, другие не такие явные.

Чек-лист 1. Признаки в поведении, которые укажут: бухгалтер заинтересован учиться
Проявляет профессиональные интересы: читает по работе, чему-то сам, без принуждения обучается.
Быстро запоминает и начинает пробовать новые способы выполнения рабочих действий, о которых услышал от других или прочитал: внедряет, инвестирует в работу то, чему научился.
Любит анализировать работу, обсуждать, дискутировать, рассказывать о профессиональных находках.
Прямо говорит о желании учиться, делится положительными отзывами о своем обучении где-то.
Ищет способы улучшить качество выполнения профессиональных действий: быстрее, удобнее, эффективнее, без нервов.
Отличается любознательностью.

Если признаки из чек-листа у вашего коллеги есть, значит, он стремится к дополнительному обучению. Обычно такие специалисты хотят учиться не для галочки, а для того, чтобы действительно приобрести новые знания и навыки.

Способ 3. Проведите аудит личного дела. Подсказки о потребности в обучении можно найти в карьерной траектории сотрудника. На этот случай вам пригодится еще один чек-лист. Отметьте в нем, что характерно для человека, который подпал под такой аудит.

Допустим, что признаки из чек-листа действительно характерны для вашего коллеги. Значит, он сейчас переживает такой этап в профессии, когда обучение необходимо, чтобы поддерживать достаточный уровень навыков. К примеру, у вас есть бухгалтер, которая недавно вышла из трехлетнего отпуска по уходу за ребенком. В отпуск она уходила, когда еще даже ЕНС не было. Сейчас ей нужно не только приспособиться к прошлогодним изменениям в уплате налогов и взносов, но и изучить новые глобальные изменения. Например, связанные с грядущей налоговой реформой: новой ставкой по налогу на прибыль, прогрессивной шкалой НДФЛ и пр. Ваши коллеги-главбухи рассказали, как именно они готовятся к налоговой реформе, какую разъяснительную работу проводят внутри бухгалтерии и как привлекают другие отделы.

Чек-лист 2. Признаки в карьере сотрудника, которые укажут на потребность в обучении
Выход из декрета или возвращение в профессию после перерыва по другой причине.
Скорое прохождение профессиональной аттестации или конкурс на вакантную должность.
Приближение пенсионного возраста (часто сопровождается тревогой, удастся ли остаться востребованным специалистом).
Работник находится на старте карьеры или недавно совершил скачок в профессии (вырос в должности, возглавил отдел, перешел из небольшой организации в крупную).
Периодическое профессиональное обучение на всем протяжении карьеры, особенно добровольное, которое инициировал сам коллега.

Вырастить из сотрудника высококвалифицированного специалиста для компании дешевле, чем нанимать со стороны

Разрыв между необходимыми и имеющимися профессиональными навыками сотрудника — главный признак потребности в обучении

Как правило, высокий интеллект коррелирует с высокой мотивацией учиться новому

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.