
Переходим на электронный воинский учет. Тест‑драйв нового способа передачи информации в военкомат
С 1 ноября передавать сведения в военкомат электронно будут обязаны все компании. В Москве уже тестируют подачу сведений воинского учета через портал государственных и муниципальных услуг. Рассказываем и показываем, как перейти на электронный воинский учет и подавать сведения в цифровом виде.
Кто уже сейчас может подавать сведения воинского учета электронно
Подавать сведения электронно сейчас должны не все московские компании. В марте 2024 года компании, которые уже ранее стояли на воинском учете в управах, стали получать письма о необходимости предоставлять сведения о военнообязанных через портал mos.ru. Такие письма получили не все организации, которые встали или стояли на учете на тот момент. Это связано с тестовым периодом процесса подачи сведений через портал.
Что сделать, прежде чем подать сведения
Если компания получила письмо из управы, нужно авторизоваться на портале. Это может сделать только руководитель. После авторизации через кабинет юрлица и выбора нужной услуги (рис. 1) укажите сведения об организации. Информация автоматически заполняется из личного кабинета, но при отсутствии данных заполните вручную. Выберите цель обращения из предложенных.
Если у компании нет учетной записи, руководителю необходимо зарегистрировать юридическое лицо на портале. На самом портале и в приложенной инструкции к письмам управы есть информация, как регистрировать юридическое лицо. Для регистрации необходимо указать ИНН, ОГРН, адрес электронной почты и номер телефона организации. Затем, когда заработает Единый электронный реестр, подключитесь к системе электронного воинского учета через личный кабинет организации на портале «Госуслуги».
В личном кабинете выберите раздел «Воинский учет», пункт «Подключиться к системе». Следуя инструкциям системы, заполните необходимые сведения об организации. После проверки данных будет предоставлен доступ к системе электронного воинского учета.
Как руководителю делегировать полномочия по передаче отчетов другому сотруднику компании
Изначально сведения о военнообязанных может подавать только руководитель организации. Если он решит переложить эту обязанность на ответственного за ВУ или другое лицо, необходимо добавить это лицо в список доверенных лиц. Это возможно, если у потенциального доверенного лица заполнен профиль и имеется полный уровень учетной записи на портале. Добавление производится по номеру СНИЛС.
Когда доверенного добавят, ему на почту и в уведомления на портале придет информация о том, какая компания и какой доступ предоставила.
Чтобы подать сведения о воинском учете доверенному лицу, еще необходимо иметь активную усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭЦП) одного из двух видов:
— юридического лица — с реквизитами организации;
— физического лица — без реквизитов организации.
Доверенное лицо будет подписывать ею заявление о подаче сведений о воинском учете.
Как составить заявление о подаче сведений о воинском учете
Чтобы оформить заявление на подачу сведений на портале mos.ru, подготовьте скан согласованного с военкоматом приказа об организации воинского учета и данные по руководителю компании и ответственному за воинский учет (Ф. И. О., должности и номера телефонов).
Чтобы правильно заполнить заявку, на сайте можно скачать шаблон таблицы, в которую необходимо вносить данные для подачи заявки. Он содержит два листа:
1) первый — собственно шаблон для заполнения;
2) второй — инструкция и пример заполнения.
После заполнения таблицы можно уже оформить и подать заявление на предоставление сведений в военкомат с прикрепленными к нему отчетами.
Какие сведения и как подавать
На данный момент на портале доступна подача сведений только о приеме и увольнении с работы сотрудников, состоящих на учете в военкоматах г. Москвы. Однако в ближайшее время станет доступна подача сведений об изменениях личных данных и должности.
Загрузите сведения о работниках, подпишите и отправьте заявление (рис. 2). После подачи заявления его нельзя отменить или отредактировать вложенные документы. Если допустили ошибку, заявление нужно оформить повторно.
В личный кабинет компании в раздел «Заявки и уведомления» поступит сообщение, что данные зарегистрированы.
Поскольку еще не у всех военкоматов есть необходимое техническое оснащение, все направленные сведения пока попадают в Военный комиссариат г. Москвы.
Когда отчитываться электронно придется всем
Запуск системы подачи сведений через портал в полном объеме намечен на 1 ноября 2024 года (п. 2 ч. 1 постановления Правительства от 19.04.2024 № 506). Когда систему отладят, все работодатели должны будут через информационный ресурс «Госуслуги» электронно подавать сведения:
— о приеме и увольнении (подп. «а» п. 32 постановления Правительства от 27.11.2006 № 719);
— военнообязанных и гражданах, подлежащих постановке на воинский учет (подп «б» п. 32 постановления № 719);
— актуализации информации в связи с изменениями в жизни, работе и здоровье (подп «е» п. 32 постановления № 719).
Как подготовиться к работе с системой электронного воинского учета
До 1 ноября 2024 года, когда заработает Единый электронный реестр воинского учета, работодателям необходимо выполнить ряд мероприятий.
Проверьте документы воинского учета. Актуализируйте информацию о сотрудниках.
Назначьте ответственного. Издайте приказ о возложении на назначенного сотрудника обязанностей по воинскому учету и, в частности, работы с Единым электронным реестром воинского учета. Организуйте обучение ответственного, обеспечьте его инструкциями по работе с электронным реестром воинского учета.
Оформите ЭЦП ответственному за воинский учет. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭЦП) для электронного документооборота с системой. Электронную подпись можно получить в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи. Количество ЭЦП зависит от того, кто в организации уполномочен подписывать документы. Если, согласно внутренним регламентам, подписывать документы будет руководитель организации, достаточно одной электронной цифровой подписи. Если же передавать сведения по воинскому учету в военкомат будет ответственный сотрудник организации, получите ЭЦП для него.
Зарегистрируйтесь на портале «Госуслуги». Если у компании еще нет учетной записи, пройдите регистрацию.
