ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
21
Ноябрь 2024года
Налоги, бухучет и взносы
Опыт практика

Прибыль есть, а денег нет. Как ошибки в названиях товаров чуть не разорили компанию

Краснота в сальдо бухгалтерского счета может довести компанию до разорения. Наглядный тому пример — клиент Юлии Христофоровой, главбуха с опытом работы более 30 лет. Беспорядок на счете 41 «Товары» дошел до абсурда: в наименованиях продукции писали просто «товар». Юлия и ее команда восстановили учет и сэкономили компании минимум полмиллиона рублей. Как все получилось, главбух рассказала в статье, а также поделилась правилами, которые уберегут организацию от ошибок в учете товаров и материалов.

ЮЛИЯ ХРИСТОФОРОВА  — руководитель отдела бухгалтерского обслуживания в аутсорсинговой компании «Бухучет-Иркутск». Опыт работы главбухом — более 30 лет, из них семь лет работает в аутсорсинге. Создала несколько обучающих курсов для бухгалтеров. Своими профессиональными кейсами и разными бухгалтерскими полезностями делится в телеграм-канале. →t.me/Yuliya_PRO_nalogi Умеет считать на счетах, рисовать самолетики и легко собирает баланс без 1С. Искренне любит бухгалтерский учет и бухгалтеров.

Складской кошмар, или Почему не стоит создавать номенклатуру «товар»

К нам обратилась оптовая компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы». Проблем было много: огромные суммы налогов, по бумагам — прибыль, но фактически — убытки, да и налоговая закидала требованиями. В чем проблема, руководитель не понимал.

Сальдо счета 41 было красным. Такого же цвета были лица наших бухгалтеров

Корень проблем оказался один — беспорядочный учет на счете 41 «Товары». В программе учета приходовали один товар, а продавали другой. Иногда даже — видимо, чтобы не тратить время — проводили продукцию с номенклатурой «товар», без какой-либо конкретики, с общим количеством позиций по накладной. А списывали все по средней себестоимости.

Глядя на красное сальдо счета 41 и такие же красные лица бухгалтеров, я поняла: в учете надо наводить порядок. Работали мы больше двух месяцев, и ситуацию удалось поправить. В результате нашли переплату по УСН за прошлый год в миллион рублей, а за первое полугодие 2024 года сэкономили клиенту около полумиллиона.

Как исправить путаницу в складском учете

Чтобы наладить учет у клиента, провели инвентаризацию на текущую дату и вывели в учет реальные остатки. Кроме того, помогли восстановить и настроить бухучет так, чтобы дальше риск путаницы в товарном учете был минимальным. Вот три шага, за которые мы восстановили учет. Они универсальные — если у вас аналогичная проблема, эти шаги подойдут и вам.

Еще по этой теме

Экспресс-проверка учета: как убедиться, что у вас все правильно.

Шаг 1. Сохранили копию учетной базы. Так можно в любой момент вернуться к изначальному варианту учета и проверить, не искажены ли другие показатели. Копировать базу стоит в любых ситуациях, когда планируете внести в учет значимые изменения. Например, при серьезном обновлении бухгалтерской программы. Мы для удобства дополнительно выгружаем аналитические отчеты в формате Excel, чтобы с помощью инструментов этой программы можно было провести анализ данных.

Шаг 2. Удалили дубли. На этом шаге уже можно упростить вид оборотки учета товаров. Ведь исчезнут лже-номенклатуры, а одни и те же товары объединятся под единым наименованием. В 1С путь для удаления дублей такой: раздел «Администрирование» > Настройки программы > Обслуживание > Корректировка данных > Поиск и удаление дублей. Программа выведет список задвоенных позиций, но не стоит слепо ему доверять. Лучше отсмотреть все дубли самостоятельно: иногда товары отличаются по названию лишь одной буквой. В этом случае советуем привлечь к проверке профильных специалистов, например менеджеров по продажам: бухгалтер вряд ли знает все подробности по каждому товару.

Шаг 3. Провели инвентаризацию. После того как «подчистили» все наименования в номенклатурном справочнике, можно проводить инвентаризацию остатков. Этот шаг один из самых трудозатратных, но без него не вывести в учет реальные остатки. Подсказки, чтобы правильно отразить результаты инвентаризации, найдете здесь.

Три правила, как не допустить новый беспорядок в учете товаров

По своему опыту я вывела три правила, которые рекомендую соблюдать всем компаниям. Я бы даже назвала это четвертым шагом в наведении порядка в складском учете.

Правило 1. Не списывайте то, чего у компании нет. Поставьте запрет в учетной программе на списание объекта при отсутствии остатков. Часто вижу у клиентов ошибку: реализацию или списание товаров проводят, даже когда в учете нет остатка. А это как раз и приводит к завышению налога на прибыль или по упрощенке. Себестоимость товара равна нулю, потому что компания продает что-то несуществующее, и вся стоимость сделки уходит в налоговую базу.

Правило 2. Следите, чтобы у одной позиции при покупке и при выбытии было одно наименование. Часто у поставщиков и у покупателей отличаются названия товаров — закон этого не запрещает. Простой пример: отвертка крестовая и крестовая отвертка. Для учетной программы это абсолютно разные названия. Чтобы не запутаться, создайте систему номенклатуры. Например, закрепите названия товаров во внутренних положениях и учетной политике.

Правило 3. Ищите товары в базе по похожим названиям, а не заводите новые. Прежде чем заводить новую позицию в учете, воспользуйтесь поиском по номенклатуре или подбором. Расскажите об этом правиле сотрудникам, которые вбивают в программу документы на поступление и выбытие товаров или материалов. Так вы исключите появление тех самых дублей, которые засоряют учет

На заметку

Что учесть, если меняете наименование товара

Если нужно вести учет товаров или материалов по специально разработанной номенклатуре, укажите это в учетной политике для целей бухучета. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах организации могут не совпадать, и опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков.Переименование товара в момент оприходования может вызвать вопросы налоговиков. Вычет НДС покупатель заявит по одному наименованию, а поставщик начислит налог к уплате по другому. Приходовать и заявлять вычет НДС безопаснее по названию, которое указано в документах поставщика, чтобы налоговики могли правильно идентифицировать продукцию.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Компания занимается перепродажей товаров для ремонта. В накладных от поставщика товар называется «отвертка крестовая». А вот для документов на реализацию завели номенклатуру «крестовая отвертка». Что предпринять, чтобы не запутаться?
«Отвертка крестовая» и «крестовая отвертка» — это абсолютно разные названия для учетной программы и налоговиков. Чтобы не запутаться, создайте свою систему номенклатуры и укажите это в учетной политике для целей бухучета. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах организации могут не совпадать, и опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков.
Вбить в учетную программу оба названия товара.
Закрепить замену названия в учетной политике.
Ничего, названия, по сути, одинаковые — путаницы не будет.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.