ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
23
Декабрь 2024года
Налоги, бухучет и взносы
Транспортный налог

До конца года проверьте свой расчет транспортного налога — возможен подвох

Ваша коллега рассказала в телеграм-канале журнала «Главбух», с какими последствиями столкнулась из-за неверного округления при расчете транспортного налога. О «копеечном» подвохе читайте дальше. Если у компании есть транспорт, перепроверьте налоговые расчеты за 2024 год и убедитесь, что у вас подобных расхождений нет и инспекторы не придерутся.

Важная деталь

Мощность двигателя в СТС и ПТС могут указывать как в лошадиных силах (л. с.), так и в киловаттах (кВт). 1 кВт равен 1,35962 л. с.

Для расчета базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (л. с.). Мощность двигателя определяйте по данным, указанным в технической документации: паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС).

Предположим, что в технической документации мощность выражена в киловаттах (кВт). Тогда ее нужно перевести в лошадиные силы (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК). По рекомендации чиновников переводить надо из соотношения 1 кВт = 1,35962 л. с. (письма ФНС от 11.11.2022 № БС-3-21/12571, от 29.10.2020 № БС-4-21/17774). Сами налоговики руководствуются сведениями о мощности двигателя конкретного автомобиля, которые им предоставляет ГАИ (абз. 1 п. 1 ст. 362 НК).

Полученный результат округлите до второго знака после запятой. Ранее об этом было прямо сказано в пункте 19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. Документ утратил силу (приказ ФНС от 28.03.2018 № ММВ-7-21/176). Однако порядок расчета налоговой базы по транспортному налогу остался прежним. Это нам подтвердили в ФНС.

При переводе мощности из киловатт в лошадиные силы получившийся результат до целого числа округлять не нужно

Округлять до целого числа показатель лошадиной силы не стоит. Это может привести к неверному расчету налога. Смотрите пример ниже. Как налоговая ставка зависит от мощности транспортного средства и других параметров, определяют региональные власти.

Не запутайтесь с самим налогом. По правилам НК его надо исчислять в полных рублях: то, что менее 50 коп., отбрасывайте, а 50 коп. и более округляйте до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК).

Пример. Когда округление приводит к занижению налога

Компания из Москвы весь 2024 год владела автомобилем BMW F32 с мощностью двигателя 134,9 кВт (условно).
Так как в ПТС мощность машины была указана в киловаттах, бухгалтер перевела ее в лошадиные силы. Получилось 183,41 л. с. (134,9 кВт × 1,35962).
Ставка для легковых машин с мощностью свыше 175 л. с. и до 200 л. с. включительно, состоящих на учете в Москве, в 2024 году составляет 50 руб.
В списке дорогостоящих автомобилей BMW F32 не значится, поэтому повышающий коэффициент 3 применять не нужно. Транспортный налог за 2024 год — 9171 руб. (183,41 л. с. × 50 ₽/л. с.).
Если бы бухгалтер округлила получившуюся мощность по правилам математического округления до 183 л. с., налог составил бы 9150 руб. (183 л. с. × 50 ₽/л. с.). В таком случае налог оказался бы занижен на 21 руб. (9171 – 9150), а раз так, то и ежеквартальные авансы компания тоже бы занизила.

На заметку

Что не так с транспортным налогом за гибридные автомобили

При оформлении гибридных машин в ГАИ суммируют бензиновый и электромоторы, поэтому в СТС зачастую вписывают завышенную мощность. Это увеличивает транспортный налог. Вот реальный случай, который произошел с директором одной из московских компаний. Он приобрел гибридный автомобиль Toyota RAV4. Сотрудники ГАИ сложили максимальную 30-минутную мощность электромотора и мощность бензинового двигателя (письма Минфина от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694, от 16.03.2023 № 03-05-04-04/22376). Вместо 178 л. с. в СТС указали 280 л. с. Причем даже в каталогах производителя мощность модели составляла 222 л. с. Проблема оказалась в том, что пиковую мощность некорректно записали как 30-минутную. В результате владелец получил сильно завышенный транспортный налог. Обращаться к налоговикам с этой проблемой бесполезно: сами они мощности не суммируют, это делает ГАИ (письмо ФНС от 27.01.2023 № БС-19-21/19). Чтобы доказать завышенную мощность, приходится обращаться в испытательную лабораторию или суд. Если эксперты или судьи признают ошибку, ГАИ перерегистрирует автомобиль с новыми, верными цифрами.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.