
Для компаний ввели новую обязанность по воинскому учету
План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, нужно согласовывать с военкоматом ежегодно в конце года. Но если в уже утвержденный план потребуется внести изменения, их тоже нужно согласовывать с военным комиссариатом (письмо Минобороны от 02.11.2024 № 315/2/4190, ответ на частный вопрос).
Все работодатели, у которых трудятся призывники или военнообязанные, до 31 декабря должны составить и согласовать с военкоматом план работы по ведению воинского учета на 2025 год (п. 37, 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом ВС 11.07.2017). Для индивидуальных предпринимателей с сотрудниками действует исключение. Бизнесмены в настоящее время с военкоматами не взаимодействуют и воинский учет вести не обязаны.
В 2025 году, скорее всего, в план придется вносить изменения. Это связано с тем, что с 1 марта бронировать сотрудников на время мобилизации и военного положения надо будет по новым правилам (постановление Правительства от 05.06.2024 № 766с). Возможно, скорректировать план вам придется и раньше, например, при смене ответственного сотрудника. При этом следует учитывать, что все эти изменения нужно опять согласовать с военкоматом. Об этом Минобороны сообщило в письме от 02.11.2024 № 315/2/4190.
Отметим, что закон никак не регламентирует процедуру пересогласования. Четких сроков, в течение которых нужно согласовать изменения, тоже не установлено. Поэтому все будет зависеть от требования военкоматов. Например, из-за бронирования они могут сами установить дедлайн. Поэтому безопаснее уточнить эти моменты непосредственно у военкома.
Более того, формально компании могут и не согласовывать изменения — такой обязанности нет. За несвоевременное согласование документов также не предусмотрено ответственности, хотя военкоматы могут выписать замечание. А вот если компания не представила сведения, необходимые для воинского учета, ответственного работника могут оштрафовать от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 21.4 КоАП).
Напомним, Правительство планировало с 1 ноября 2024 года ввести в эксплуатацию Единый реестр воинского учета (п. 2 ч. 1 постановления от 19.04.2024 № 506). Но пока система полноценно не заработала. На данный момент порядок отчетности пока остается прежним — представляйте сведения о военнообязанных сотрудниках на бумаге. Неважно, когда запустят реестр воинского учета, компании должны отчитаться вовремя.
До конца декабря надо проанализировать
полноту и достоверность сведений воинского учета
в компании. Для этого потребуется проверить данные
в карточках военнообязанных (форма № 10).
Если сведения изменились, передайте их в военкомат
в течение 5 календарных дней со дня их корректировки.
В этот же срок надо актуализировать информацию,
если она ошибочная.
член ИПБ России, член Палаты налоговых консультантов

