
Для крупных компаний упростят работу с НДФЛ: к чему готовиться
Обсудили с экспертами Kept поправки по НДФЛ, которые планируют Минфин и ФНС. Изменения будут на пользу крупному бизнесу: станет проще сдавать отчетность и считать налог. Посмотрите, какие проблемы исчезнут и что можно будет перестроить в работе.
Налоговое и юридическое консультирование, Группа по оказанию услуг в области управления персоналом и налогообложения физических лиц Kept
![]() |
![]() |
![]() |
Донат Подниек, партнер | Ольга Жирова, директор | Юлия Бекетова, старший менеджер |
6-НДФЛ подразделений включат в расчет головных организаций. Такой план есть по всем декларациям и расчетам, это касается и НДФЛ (приказ Минфина от 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623). В ФНС говорят, что если поправки примут в этом году, то с 1-го квартала 2026 года отчет будет укрупненный. Как считаете, это упростит работу крупных компаний?
Укрупнение отчетов может существенно упростить подачу отчетности для компаний с большим количеством обособленных подразделений. Если сейчас 6-НДФЛ за подразделения сдает головная компания, то, например, вместо отчетов в 100 ИФНС бухгалтер подаст один отчет по головной компании.
Предполагается, что налоговики создадут автоматизированную систему определения статуса физлиц: резидент или нерезидент. Она заработает с 1 декабря 2025 года (приказ № 03-00-03/ВН-1623). Как внедрение такой системы отразится на проверках по НДФЛ и работе компаний?
Сейчас обязанность по проверке налогового статуса физического лица лежит на налоговом агенте. Если работники трудятся в офисе, проблем с подтверждением их налогового статуса, как правило, нет. Появление в офисе фиксируется в табеле учета рабочего времени. В других случаях проверять налоговый статус гораздо сложнее, так как нужно запрашивать копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы, билетов с аналогичными отметками и т.п. Эта проблема особенно остро стоит, например, в отношении выплат акционерам, клиентам банков и брокеров и т. п.
Новая система должна повысить эффективность контроля, налоговики будут проводить проверки точечно по ситуациям, когда данные налогового агента не соответствуют данным новой системы. Не исключено, что новая система позволит использовать данные, собранные до ее введения в действие. Например, данные паспортного контроля при пересечении границы. Тогда налоговики смогут провести проверки прошлых лет и предъявить претензии налоговым агентам в пределах сроков давности.
Было бы удобно, если бы налоговый агент тоже имел доступ к системе и мог в режиме реального времени узнать о количестве проведенных физическим лицом дней в РФ за последние 12 месяцев. Но это чувствительная информация, и доступ к ней должен быть строго ограничен и зарегулирован. Сложности с получением доступа могут свести на нет выгоды от него.
Компаниям, у которых есть работники на Крайнем Севере, неудобно считать НДФЛ в среднем заработке. Минфину предложили исключить из налоговой базы районный коэффициент и северные надбавки, учтенные в среднем заработке.→regulation.gov.ru/p/154001 Сейчас ФНС предписывает выделять из среднего заработка коэффициент и надбавки для обложения по отдельной шкале, но это слишком трудозатратно. Минфин прорабатывает изменения. Насколько серьезные проблемы возникают у компаний из-за действующих правил?
Сегодня механизмы выделения НДФЛ в отношении районных коэффициентов и северных надбавок из средних заработков, предложенные разработчиками учетных систем, работают неидеально. Они часто приводят к ошибкам в расчетах связанного НДФЛ. Это требует дополнительных ресурсов на ручную проверку и правку расчетов НДФЛ. Кроме того, выделение районных коэффициентов и северных надбавок из средних заработков не предусмотрено трудовым или налоговым законодательством РФ. Работодатели, следуя разъяснениям ФНС и выделяя данные выплаты в отдельные виды начислений, потенциально создают риски претензий со стороны Роструда и работников.
Если бы сокращенная шкала НДФЛ — 13 и 15 процентов — применялась только к суммам районных коэффициентов и северных надбавок и не применялась к суммам средних заработков, было бы проще. Это, с одной стороны, позволило бы работодателям соблюдать трудовое законодательство и рассчитывать средний заработок одной суммой без дробления, а с другой стороны, не было бы необоснованного роста нагрузки на бухгалтеров по зарплате.
На ближайшие годы в направлениях налоговой политики запланировано еще одно изменение. Для освобождения от НДФЛ компенсации северянам и их семьям проезда в отпуск отменят условие о совместном проживании членов семьи. Есть сейчас проблема с подтверждением совместного проживания? Каких документов после поправок будет достаточно, чтобы освободить от НДФЛ оплату проезда родственников работника?
Как правило, в качестве подтверждения совместного проживания используют один и тот же адрес регистрации по месту жительства. Если работник и члены семьи зарегистрированы по разным адресам, но проживают вместе, подтвердить это проблематично.
Если поправки примут, то для освобождения от НДФЛ оплаты стоимости проезда и провоза багажа работодателю будет достаточно получить от работника документы по фактическим расходам.
Минфин запланировал еще одно изменение. В НК хотят установить, что посредник, который производит выплаты налогоплательщику в связи с совершением юридических и иных действий, выступает налоговым агентом, если источник выплаты не налоговый агент. Приведите, пожалуйста, пример, в какой ситуации будет действовать это правило.
Допустим, иностранная организация — принципал заключает агентский договор с российской организацией, которая будет производить выплаты физлицам в РФ от лица и за счет принципала. Например, такое возможно в рамках глобальных мотивационных программ международных групп компаний. В этом случае российская организация сейчас не становится налоговым агентом по НДФЛ в отношении этих выплат. Физлица обязаны самостоятельно задекларировать и уплатить с них НДФЛ. Если поправки примут, то российская организация должна будет удерживать НДФЛ из выплат.
Есть проблема с налогообложением дохода от реализации ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики. Доход освобожден от НДФЛ, если бумагами владели более года и все это время они относились к высокотехнологичным (п. 17.2-1 ст. 217 НК. — Примеч. ред.). Но когда бумаги приобретают на IPO при первичном размещении, они еще не относятся к высокотехнологичным и собственник лишается права на льготу. Минфину предложили внести поправку, чтобы проверять статус ценных бумаг только на дату реализации. Насколько это важно для компаний, у многих такая проблема?
Да, действительно, инвесторы — физические лица, купившие такие ценные бумаги в ходе или после IPO, но до их включения в список ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики, не имеют права на освобождение от НДФЛ дохода от продажи согласно пункту 17.2-1 статьи 217 НК. Поправки позволят уравнять права данной категории налогоплательщиков с правами тех, кто владел такими ценными бумагами до IPO или приобрел их после включения в список ценных бумаг высокотехнологичного сектора.
Для высокотехнологичных ценных бумаг срок нахождения в собственности для освобождения от НДФЛ должен быть более года, для других — более пяти лет. Но срок прерывается, если бумаги отдают в заем или в РЕПО, тогда право на освобождение теряется. Минфин рассматривает поправку. Она заключается в том, чтобы срок не прерывался. Это должно стимулировать долгое владение ценными бумагами. Многим ли действующий порядок создает проблемы?
Договоры РЕПО и займа ценными бумагами довольно распространены. Кроме того, договоры займа часто используются при проведении IPO. Прерывание срока владения сдерживает развитие данных инструментов. Поправки представляются оправданными с точки зрения налоговых стимулов развития фондового рынка.
Есть ли другие, не упомянутые здесь поправки по НДФЛ, которые считаете крайне необходимыми?
В НК внесли поправки, чтобы упростить администрирование сбора НДФЛ с дивидендов иностранных эмитентов, полученных ими через российских брокеров, банки, доверительное управление (Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ, подп. 3 п. 1 ст. 228 НК. — Примеч. ред.). При этом формулировки поправок касаются всех налоговых агентов, и, строго говоря, у российских организаций с зарубежными представительствами и филиалами возникла обязанность удерживать НДФЛ у работников, которые трудятся за рубежом в таких представительствах и филиалах. Учитывая, что, помимо штрафов и пеней, налоговики могут взыскать с налогового агента неудержанный НДФЛ, риски для такой категории российских организаций существенно увеличились. Такие риски надо устранить.
