
Обращение и жалоба в ФНС: в чем отличия и как не запутаться
Что с чем путают: считают, что обращение и жалоба в налоговую это одно и то же.
Главное отличие: в обращении могут быть просьбы или сообщения. Жалоба — это конкретная просьба о восстановлении нарушенных прав. Обращение более общее понятие, чем жалоба.
Важная деталь
Отследить движение по любому обращению в ФНС можно через сервис «Узнать о жалобе». →service.nalog.ru/complaints.do
Рассказываем об отличиях между письменным обращением и жалобой. На первый взгляд это одно и то же, но на самом деле есть отличия. Важно видеть разницу, потому что от этого зависят способ отправки вашего запроса, сроки ответа на него и результат, которого вы можете добиться. Поясним, в каком случае писать обращение, а в каком — жалобу.
Обращение. Это общий термин, для разных видов обращений: предложения, заявления, жалобы или устного обращения в госорганы (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Под термин «обращение» подпадают и запросы информации (Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ). Повод для обращения в налоговую может быть практически любой. Вы вправе задать вопрос по исчислению или уплате налога, попросить какой-то документ и т. д. Но учитывайте ограничение. Налоговики не станут отвечать, если вы просите дать оценку какой-то ситуации.
Есть несколько вариантов, как направить обращение в налоговую. Это можно сделать в бумажном виде — по почте или лично, а также в электронном — через сервис «Обратиться в ФНС России», личный кабинет на сайте ФНС или сайт «Госуслуги».
Максимальный срок ответа на запрос — 30 календарных дней после регистрации обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ, п. 54 и 66 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). Продлить рассмотрение налоговики могут только один раз и не более чем на месяц. Вам должны об этом сообщить.
Жалоба. Это обращение, в котором вы выражаете несогласие с чем-то конкретным и просите восстановить ваши нарушенные права. Распространенные причины жалоб — несогласие с решениями по проверкам, требованиями, неправомерные действия или бездействие налоговиков. Например, отказ в приеме декларации, зачете или возврате, заморозка операций по счетам, вызов на допрос и т. д. Порядок рассмотрения жалоб четко прописан в НК, инспекторы не могут от него отступить (гл. 19, 20 НК). Результаты проверок ККТ обжалуют в особом порядке (ст. 41 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Жалобы обычно подают в региональное управление или вышестоящую инспекцию (п. 1 ст. 138 НК). Сейчас жалобу может рассмотреть сама инспекция в короткие сроки — семь рабочих дней (ст. 140.1 НК). Правда, под упрощенный порядок не подпадают жалобы на решения по проверкам и налоговым правонарушениям (ст. 101, 101.4 НК).
Срок принятия решения по жалобе зависит от того, какую жалобу подавали: если обжалуете требования, действия, бездействие — 15 рабочих дней со дня получения, если решение по проверке — месяц (п. 6 ст. 140 НК). Этот срок могут продлить — увеличить вдвое.
Жалобу можно направить на бумаге через представителя или по почте. В электронном виде жалобу составляют на утвержденном бланке и отправляют по ТКС или через личный кабинет (приказ ФНС от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693).
Обратите внимание, что сервис «Обратиться в ФНС России» не подходит для отправки жалоб на решения по проверкам и правонарушениям, на действия и бездействие ИФНС. Однако через этот сервис компании и ИП могут отправить жалобу на решения регистрирующего органа (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Может возникнуть путаница, так что будьте внимательны. Есть пример дела, когда суд отказался рассматривать иск компании из-за неправильно поданной жалобы в УФНС. Арбитры посчитали, что компания нарушила досудебный порядок обжалования. Организация ошибочно подала жалобу на решение по проверке через электронную форму обращения. Еще и не указала в тексте, что не согласна с решением. Налоговики рассмотрели бумагу как обращение. Суд не нашел в этом нарушений (определение Верховного суда от 27.10.2022 № 306-ЭС22-19926). Поэтому, прежде чем подавать жалобу, проверьте, чтобы она была составлена по форме.
