Новый документ. Материалы, купленные на деньги сотрудника, можно списать, лишь полностью с ним рассчитавшись
Документ: Письмо Минфина России от 17 января 2012 г. № 03-11-11/4.
Что изменится в работе: Перерасход, возникший у подотчетника, компания на «упрощенке» может списать в затраты только после того, как вернет сотруднику потраченные им деньги.
Сотрудник, получающий деньги под отчет, не всегда тратит все наличные с точностью до копейки. Чаще одно из двух: либо на руках у работника остается какая-то неизрасходованная часть денег, либо он доплачивает из своего кармана.
В первом случае все просто. Остаток «налички» работник вернет в кассу. А бухгалтер спишет в расходы, учитываемые при расчете упрощенного налога, только фактически истраченные суммы. Понятно, что возвращенные деньги доходом не считаются.
Еще по этой теме
Подробнее о том, как изменился порядок ведения кассовых операций, мы писали в статье «О каких кассовых правилах могут забыть компании и о чем стоит побеспокоиться предпринимателям», опубликованной в журнале «Главбух» № 1, 2012.
А вот с перерасходом ситуация чуть сложнее. Казалось бы, затраты можно списать в тот момент, когда сотрудник принес авансовый отчет. Ведь материалы уже оплачены, и вроде как условие пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ выполнено. На самом же деле стоимость приобретенных ТМЦ удастся списать не раньше, чем компания погасит задолженность перед работником. К такому выводу пришли чиновники из Минфина России в письме от 17 января 2012 г. № 03-11-11/4.
Представители финансового ведомства напомнили, что в графе 5 раздела 1 книги учета доходов и расходов «упрощенщик» отражает затраты, оплаченные им самим. То есть из его собственных средств. Поэтому вести речь о факте оплаты нельзя до тех пор, пока компания полностью не рассчитается с подотчетником и не выплатит ему деньги из кассы (или не перечислит их на банковскую карту). Именно это следует из содержания подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 кодекса.
К слову, выводы чиновников актуальны не только для материальных расходов, о которых шла речь в письме, но и для оплаты услуг связи, командировочных и прочих подобных трат. Но обратите внимание: для некоторых расходов самого по себе факта оплаты еще недостаточно. В частности, стоимость товаров удастся списать только после того, как вы реализуете их покупателю. А для основных средств нужно дождаться, когда вы введете их в эксплуатацию.
Важная деталь
Доплаты к пособиям можно списать, если компания выбрала объект «доходы минус расходы».
Другие новые документы об «упрощенке»
1. О том, как учитывать доплаты к пособиям. Предположим, «упрощенщик» выдает своим работникам пособия в повышенном размере, а не в пределах тех норм, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Скажем, доплачивает больничный до среднего или вообще до фактического заработка. Можно ли учесть такие надбавки при расчете «упрощенного» налога? Здесь все зависит от того, на каком объекте налогообложения ваша компания. Если «доходы», то списать доплаты нельзя. При этом не важно, что на данные суммы вы начисляете страховые взносы и НДФЛ. Просто так делать не позволяет пункт 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ (см. письмо Минфина России от 6 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/20).
А вот когда налог вы платите с разницы между доходами и расходами, учесть прибавки к пособиям можно. Главное, чтобы данная обязанность работодателя была прописана в трудовых договорах с сотрудниками или в коллективном договоре. Тогда доплаты будут считаться разновидностью расходов на оплату труда в силу пункта 25 статьи 255 кодекса. А такие затраты на «упрощенке» отражают по тем же правилам, что и на общем режиме, согласно статье 346.16 кодекса.
2. О том, как учитывать поступления по договору цессии. Любая компания или предприниматель, в том числе на «упрощенке», могут продать долг контрагента кому-то другому. То есть уступить право требования, заключив с кем-то третьим договор цессии. Так вот, денежные средства, полученные по такому контракту, считаются доходами на основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Поэтому их надо учесть при расчете «упрощенного» налога или авансового платежа по нему. И, как вы понимаете, делать это должны все компании на спецрежиме, в том числе и те, кто выбрал объект «доходы». Признать же суммы, поступившие от покупателя долга, надо сразу — в день, когда деньги зачислят на расчетный счет или внесут в кассу. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 25 января 2012 г. № 03-11-11/11.
