Новый документ. Минфин объяснил, когда посредник должен отражать в доходах все суммы, полученные от контрагентов
Документы: Письмо Минфина России от 11 марта 2012 г. № 03-11-06/2/39.
Что изменится в работе: По сделкам, совершенным до того, как заключен посреднический договор, комиссионер обязан показывать в доходах все деньги, полученные от покупателей или от будущего комитента.
Еще по этой теме
Мастер-класс о том, как безопасно вести расчеты с посредниками, вы найдете в статье «Секреты безопасной работы с посредниками» (опубликована в журнале «Главбух» № 6, 2012).
Обычно «упрощенщик», работающий по договору комиссии, может отражать в доходах только сумму вознаграждения, полученную от своего нанимателя. А вот деньги, поступившие от него для приобретения товара, работ, услуг или же от покупателей, доходами посредника не являются. Также как и стоимость имущества, переданного комитентом для перепродажи. Такие правила прописаны в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данная норма в полной мере актуальна и для тех, кто платит «упрощенный» налог (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 кодекса).
И все же учитывать в доходах только вознаграждение посредник может не всегда. А только если выполнено два обязательных условия — их чиновники из Минфина России подчеркнули в письме от 11 марта 2012 г. № 03-11-06/2/39. Во-первых, стороны совершили сделку после того, как заключили между собой посреднический договор. И во-вторых, что очевидно, комиссионер действует в интересах комитента.
В остальных случаях доходом посредника будут считаться все деньги, полученные от покупателей или же от нанимателя для приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, придать обратную силу посредническому договору нельзя.
Так, нельзя увязать с поручением комитента сделку, которая была совершена до того, как заключили договор комиссии. Данный вывод есть в пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85. На него ссылаются чиновники в своем письме. И как они справедливо отметили, правила, установленные для договора комиссии, актуальны и для агентов, действующих от своего имени, но за счет принципала (ст. 1011 Гражданского кодекса РФ).
Другие новые документы об «упрощенке»
1. О том, надо ли вести бухгалтерский учет с 2013 года
В настоящее время компании на «упрощенке» обязаны вести бухучет только основных средств и нематериальных активов. Однако в следующем году ситуация может измениться. После того, как 1 января вступит в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Уже сейчас в Минфине России заявляют, что с 2013 года новые требования ведения бухучета будут едины для всех (см. письмо от 26 марта 2012 г. № 03-11-06/2/46). И «спецрежимники» тут не исключение. О возможности вести бухучет в сокращенном виде тем, кто применяет упрощенную систему, в новом законе ни слова. Так что имеет смысл заняться постановкой полноценного бухучета уже сейчас.
Важная деталь
По заверениям чиновников, с 2013 года «упрощенщики» будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.
2. О том, что делать с НДС правопреемнику на «упрощенке»
Предположим, в компании произошла реорганизация. В результате правопреемник получил от организации на общем режиме имущество. Но нужно ли восстанавливать НДС, который приняли к вычету еще до реорганизации, правопреемнику на «упрощенке»? Да, нужно (см. письмо ФНС России в письме от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@). Ведь в данном случае действуют нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
