ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Май 2012года
Юридический практикум

Пакет документов, которые понадобятся, чтобы провести розыгрыш призов и, главное, потом списать расходы

Чем поможет эта статья: Вы поможете своей компании соблюсти все федеральные требования к лотереям. Тем более что только в таком случае затраты на маркетинг можно будет списать.

От чего убережет: Если о рекламной акции не уведомить контролеров, компании грозит штраф до полумиллиона рублей.

Если ваша компания на «упрощенке»

«Упрощенщики» с объектом «доходы минус расходы» учитывают затраты на проведение стимулирующей лотереи как рекламные, в пределах однопроцентного лимита.

Маркетологи вашей компании решили разыграть призы среди покупателей-«физиков». При этом никакой дополнительной платы с клиентов не потребуется. Речь идет о стимулирующей лотерее. Сегодня это распространенный маркетинговый ход, который позволяет привлечь новых потребителей. И тем самым увеличить продажи.

Вам, как бухгалтеру, мы сразу подскажем. Затраты на подобную лотерею вы сможете признать в налоговом учете как рекламные. Правда, в пределах норматива — 1 процент от выручки (см. письмо Минфина России от 29 августа 2008 г. № 03-03-06/1/485).

Кроме того, позаботиться о том, чтобы были соблюдены все требования Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон о лотереях). Так, например, о намеченной акции важно уведомить власти. Иначе налоговики могут придраться к расходам. Да и можно нарваться на штрафы.

Обо всем расскажем по порядку. А о том, надо ли удерживать НДФЛ с выигрышей клиентов, читайте комментарий специалиста ниже.

Разъясняет Елена Кузнецова, руководитель департамента аудиторских услуг АКГ «МЭФ-Аудит»

Озаботиться по поводу НДФЛ с выигрышей клиентов должен организатор стимулирующей лотереи

— Компания-организатор стимулирующей лотереи обязана удержать НДФЛ по ставке 35 процентов с выигрышей больше 4000 руб. Если же приз выдан не в денежной форме, о невозможности удержать налог и о его сумме необходимо сообщить в инспекцию по форме 2-НДФЛ. Об этом письмо Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/9-305. Чиновники утверждают, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске. Это всего лишь рекламная ак- ция. И значит, подпункт 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ — а там говорится о том, что исчислять и платить налог с выигрышей должен сам победитель — тут ни при чем. Хотя заметим, что еще год назад в той же ситуации в финансовом ведомстве опирались на норму того самого подпункта 5. То есть компания, выдавшая призы или же выплатившая денежное вознаграждение, не является налоговым агентом в данном случае (письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-04-05/1-856).

Убедитесь, что ваша компания проводит именно стимулирующую лотерею

Появились новые сервисы на сайте! Зайти, попробовать

www.glavbukh.ru

Для начала удостоверьтесь, что запланированная акция это действительно стимулирующая лотерея. Чтобы понять, составлять ли вам документы, о которых мы скажем дальше, и уведомлять ли контролеров о лотерее. Это важно. Если об уведомлении вы забудете, компании грозит штраф от 50 000 до 500 000 руб., а ответственному сотруднику — от 4000 до 20 000 руб. Основание — часть 1 статьи 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А если представите чиновникам неполный комплект документов, они вправе запретить лотерею (ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

По каким признакам распознать стимулирующую лотерею? Во-первых, для розыгрыша есть призовой фонд, который формируется полностью за счет компании. Во-вторых, наряду с победителями, получившими приз, будут и проигравшие, при этом выбор счастливчиков случайный. И наконец, в-третьих, платить за участие в лотерее не требуется, достаточно сделать покупку.

А когда участники акции, выполнившие определенные условия (скажем, собрали конкретное количество упаковок или каких-то купонов), гарантированно получают призы, речи о стимулирующей лотерее уже нет. Так же как и в тех случаях, когда побеждает каждый десятый или первая десятка — здесь призы раздают по заранее известному алгоритму. Либо если в выигрыше оказывается тот, кто сделал покупку на максимальную сумму (см. постановление ФАС Поволжского округа от 14 октября 2010 г. № А65-4125/2010).

Закрепите документально условия лотереи

Вообще готовьтесь к тому, что парой документов не обойтись. Полный список бумаг, которые предстоит оформить, мы привели в таблице ниже. Там же мы подсказали, что должно быть в каждом таком документе.

Документы, которые необходимо приложить к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи
Наименование документа Пояснения
Условия стимулирующей лотереи В таком документе должны быть следующие сведения:
— наименование стимулирующей лотереи, если оно есть;
— способ проведения акции (тиражная, бестиражная или комбинированная стимулирующая лотерея);
— территория (к примеру РФ, если лотерея всероссийская, или регионы, где будут распространяться товары по акции);
— наименование, адрес, ИНН и банковские реквизиты организатора стимулирующей лотереи, то есть вашей компании;
— сроки проведения лотереи (не больше 12 месяцев);
— права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
— порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения победителей;
— порядок и сроки получения выигрышей;
— порядок информирования участников лотереи о ее условиях
Описание способа информирования участников о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях Подробно опишите, каким способом участники лотереи узнают о ее условиях и сроках. Такая информация может быть нанесена, к примеру, на упаковку товара или же напечатана в листовках, буклетах, опубликована в СМИ или размещена на сайте вашей компании
Описание признаков или свойств товара (услуги), по которым можно отличить товар, участвующий в акции Такими признаками или свойствами могут быть, например, особая упаковка товара, специальная этикетка
Описание способа заключения договора между организатором и участником лотереи Необходимо написать, в каком случае можно считать, что договор на участие в акции заключен. Например, получили лотерейный билет. Также надо указать, в каком порядке направляют и принимают заявки
Описание способа информирования участников лотереи о ее досрочном прекращении Такими способами могут стать, например, размещение соответствующей информации на сайте организатора, размещение объявлений (плакатов) в местах проведения акции
Порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей Можно вообще не хранить невостребованные выигрыши и использовать их по усмотрению руководства
Нотариально заверенные копии учредительных документов Как правило, это устав. Хотя иногда могут запросить еще свидетельство о присвоении ОГРН, свидетельство о присвоении ИНН и прочие регистрационные документы
Справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, полученная в ИФНС Если вы не представите данную справку, контролеры сами запросят ее в налоговой инспекции. Когда речь идет о всероссийской стимулирующей лотерее, справку представлять не надо. А с 1 июля 2012 года справку вообще исключат из числа приложений к уведомлению

Важная деталь

Проверьте, чтобы на документах, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи, стояли подпись руководителя и печать компании.

Не факт, что составлять всю кипу бумаг придется именно вам. К слову, большую часть могут сделать и маркетологи. Но вам стоит проверить, все ли там правильно. Причем все названные бумаги нужны, поскольку их вы приложите к уведомлению, как того требуют правила. А именно часть 2 статьи 7 Закона о лотереях и пункт 1 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. № 66н.

И удостоверьтесь, чтобы на всех документах, составленных внутри компании, стояли подпись руководителя с расшифровкой, дата и оттиск печати организации.

Направьте уведомление чиновникам

Итак, все условия, сроки и порядок проведения рекламной акции закреплены на бумаге. Теперь не менее чем за 20 дней до запланированной даты начала лотереи уведомите о ее проведении чиновников. Какое именно ведомство? Зависит от масштабов акции.

Если в стимулирующей лотерее смогут принять участие лишь жители какого-то одного города, то уведомление вместе с приложениями направьте в местный орган власти (как правило, администрацию города). О региональных лотереях информируют орган исполнительной власти субъекта РФ. Например, в Москве — это городской Департамент экономической политики и развития. А вот уведомление о всероссийской лотерее необходимо направить в ФНС России.

Уведомление составьте в произвольной форме (примерный образец — выше). Правда, когда речь идет о местных или региональных акциях, прежде узнайте, нет ли рекомендованного бланка.

Вкратце перечислим, какие сведения необходимо обязательно сообщить в уведомлении (ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях). Это срок, способ и территория проведения стимулирующей лотереи. А также полное наименование вашей компании, как организатора акции, и наименование товара или услуги, купив которые или воспользовавшись которыми можно поучаствовать в розыгрыше. Ну и само собой разумеется, не забудьте завизировать составленный документ подписью генерального директора и печатью вашей организации.

Вопрос-тест по темам номера

  • 8.
    Компания проводит акцию: каждый покупатель, который соберет 50 упаковок от ее продукции и вышлет их в установленный срок организатору, получит приз. Надо ли уведомлять власти о проведении подобной лотереи?
    Правильный ответ — Б. Уведомлять власти надо только о стимулирующих лотереях. Если же победителями акции становятся люди, которые выполнили определенное условие, речи о стимулирующей лотерее не идет.

Главное, о чем важно помнить

1 О проведении лотереи необходимо уведомить контролирующее ведомство не позднее чем за 20 дней до начала акции.

2 Если чиновникам представить неполный пакет документов, они могут запретить проводить стимулирующую лотерею.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.