Готовые решения для задач, с которыми столкнулись ваши коллеги
Уменьшение и увеличение НДС по корректировочным счетам-фактурам надо отдельно фиксировать в книге продаж или книге покупок
Поставщик прислал нам корректировочные счета-фактуры за январь и февраль 2012 года. В одном указан НДС к уменьшению, в другом — налог к увеличению. Как зарегистрировать эти счета-фактуры в книге покупок и книге продаж? И как отразить возникшую разницу между суммами НДС до и после изменения стоимости в налоговом и бухгалтерском учете?
Самое главное: суммы НДС к уменьшению и к увеличению отразите отдельно в книге покупок и книге продаж. А теперь подробности.
Если поставщик снижает стоимость услуг, вам придется восстановить НДС с возникшей разницы. Это указано в подпункте 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором сумма НДС уменьшена, зарегистрируйте в книге продаж. В том периоде, когда вы получили этот документ.
В графе 4 книги продаж укажите данные из строки «Всего уменьшение (сумма строк Г)» графы 9 корректировочного счета-фактуры. В графе 5а книги продаж — показатель из той же строки графы 5 счета. А для графы 5б возьмите сведения из графы 8 корректировочного счета-фактуры. Такой порядок установлен в пункте 7 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
В бухучете сделайте сторнировочную запись по счету 19 в корреспонденции со счетом 60 на сумму уменьшения НДС. А затем восстановите налог проводкой по дебету счета 19 и кредиту счета 68.
Теперь об увеличении стоимости услуг. Тут у вас, напротив, появляется право на вычет дополнительной суммы НДС. Для этого корректировочный счет-фактуру, в котором отражен рост стоимости, зарегистрируйте в книге покупок в том квартале, когда вы получили его от контрагента. Здесь вам нужно будет использовать данные строки «Всего увеличение (сумма строк В)» счета-фактуры. Показатель графы 9 этой строки вы перенесете в графу 7 книги покупок. Данные графы 5 — в графу 8а книги покупок. А для графы 8б книги покупок возьмите показатель графы 8 корректировочного счета-фактуры. В бухучете увеличение суммы НДС можно провести по дебету счета 19 в корреспонденции со счетом 60, а затем принять налог к вычету проводкой по дебету счета 68 и кредиту счета 19.
Что касается налогового учета, то «входной» налог вы не учитываете в составе расходов. Поэтому изменение сумм «входного» НДС на расчете налога на прибыль никак не отразится.
Безвозмездно передав имущество, компания должна начислить НДС, даже если ее доля в уставном капитале «дочки» более 50 процентов
Мы безвозмездно передали дочерней организации основное средство — легковой автомобиль. Доля участия нашей компании в уставном капитале «дочки» превышает 50 процентов. Должны ли мы начислить НДС в данном случае и если да, то с какой суммы?
Да, НДС вам придется начислить. Ведь безвозмездная передача основного средства признается реализацией в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ.
Начислить и заплатить НДС нужно с рыночной стоимости такого имущества без учета самого налога, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 154 НК РФ. Сделайте это в момент передачи основного средства. И отразите проводкой:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС при безвозмездной передаче основного средства.
Обратите внимание: для целей исчисления НДС не имеет значения, какова доля вашей организации в уставном капитале получающей стороны. Льгота, установленная подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, касается исключительно налога на прибыль. Да и действует эта норма в обратной ситуации: позволяет не платить названный налог со стоимости полученного от учредителя имущества. То есть тут вы не можете ею воспользоваться в любом случае.
Если работник уволился и тут же вернулся, лимит для расчета страховых взносов не обнуляется
Сотрудник работал у нас по бессрочному трудовому договору. В мае 2012 года его уволили. А на следующий день приняли вновь на работу, но уже как внешнего совместителя. При этом в мае сумма доходов, выплаченных такому работнику с начала года, превысила 512 000 руб. Как теперь определять лимит по страховым взносам, приходящимся на этого сотрудника: с момента вторичного приема на работу или с начала года с учетом уже начисленных ему сумм?
По общему правилу базу для страховых взносов считают нарастающим итогом с начала года отдельно по каждому работнику. Так установлено в части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ. При этом в расчет надо брать все выплаты, начисленные вашей компанией в пользу сотрудника в течение календарного года. Даже если за это время он увольнялся и потом вернулся в компанию. Также не важно, что сначала работа была основной, а потом — по совместительству.
Так что при подсчете суммы лимита учитывайте все доходы, выплаченные вашей компанией в пользу работника с начала и до конца календарного года. Разумеется, если на такие суммы вы начислили взносы.
Напомним, что в 2012 году платить взносы по общим ставкам нужно на выплаты в пределах 512 000 руб. в год на одного человека. А сверх этой суммы — только 10 процентов в ПФР.
Самый сложный вопрос номера! Стоимость материалов, полученных от учредителя и переданных в производство, в доходы можно не включать
Единственный учредитель нашей организации передал нам безвозмездно материалы и комплектующие. Мы планируем в течение года изготовить из такого сырья оборудование и продать его. Нужно ли нам сейчас стоимость безвозмездно полученного имущества отражать в составе доходов?
Нет, не нужно. Если имущество поступило от участника с долей в уставном капитале более 50 процентов, отражать его стоимость в доходах закон не требует. При условии, что организация не будет передавать такую вещь третьим лицам в течение года. Так установлено подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Ваша компания использовала полученные от учредителя материалы и комплектующие для производства. Значит, третьим лицам вы их не передавали. А в дальнейшем вы реализуете покупателям уже другое имущество — готовую продукцию в виде оборудования. Поэтому вы можете воспользоваться льготой из подпункта 11.
Однако обратите внимание, что стоимость безвозмездно полученных материалов, а также комплектующих учесть в расходах при расчете налога на прибыль не получится. Ведь ваша компания не тратилась на их приобретение. Об этом предупредили чиновники из Минфина России в письме от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/80.
Приз за самый сложный вопрос
Ирина Геннадьевна Гранкина получает в подарок книгу «Алгоритмы для расчета пособий в типичных и нестандартных ситуациях». Это очередная книга из серии «Библиотека журнала “Главбух”». Написал ее Сергей Шилкин — один из наиболее авторитетных экспертов редакции журнала «Главбух». Он не только отлично владеет теоретическими знаниями, но и умеет применять их на практике. В его активе пятилетний опыт работы главным бухгалтером. В этой книге в центре внимания автора — правила расчета пособий. Самым тщательным образом разобраны все нюансы. Вы узнаете, как считать пособия по-новому, когда и в каких случаях можно использовать прежнюю методику, как заполнять новую форму больничного листа.
Незаконные банковские комиссии можно вернуть, если с момента их уплаты прошло не более трех лет
В журнале «Главбух» № 4, 2012 была статья («Это заявление поможет вам вернуть комиссию, которую незаконно списал банк») о том, как вернуть комиссию, которую незаконно списал банк. Можно ли воспользоваться рекомендациями из этого материала в ситуации, когда кредитный договор с банком заключил гражданин, а не компания? И если да, вправе ли я требовать возврата комиссии по действующим договорам, оформленным в 2007—2008 годах?
Да, в журнале «Главбух» № 4, 2012 приведен образец заявления в банк о возврате комиссии, которое подает компания. Но ориентироваться на него можно и физлицу. Только учтите, что в этом случае ссылаться в заявлении надо будет не на судебные решения, принятые в отношении организаций. А на нормы законодательства или арбитражную практику, касающуюся кредитования граждан.
К примеру, в вашем договоре с банком была предусмотрена комиссия за открытие и ведение ссудного счета. О том, что данный платеж неправомерен, сказано в постановлениях Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 8274/09 и от 2 марта 2010 г. № 7171/09. Вот на эти решения вы и можете сослаться, обращаясь в банк за возвратом денег.
Или вот другой случай: раньше банки частенько требовали плату за возврат кредита раньше срока. Теперь же безусловное право заемщика-гражданина досрочно расплатиться с банком прямо закреплено в пункте 2 статьи 810 ГК РФ. Поэтому можно указать банкирам или судьям на эту норму. Точно так же вы вправе требовать возврата любой другой комиссии, которую банк взимает в нарушение законодательства о защите прав потребителя.
Теперь о том, в течение какого срока вы вправе обратиться за возвратом денег. Вообще тут действует трехгодичный срок давности, установленный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ для ничтожных сделок. Ведь условие о незаконной комиссии ничтожно. А с какого момента отсчитывать три года? Со дня, когда началось исполнение сделки. Причем в данном случае будет обоснованным считать срок давности с момента, когда вы заплатили комиссию в банк. Поскольку речь идет не обо всем кредитном договоре, а только о перечисленных комиссиях.
Так что дата подписания кредитного договора здесь не важна. Если комиссию вы заплатили, допустим, в 2008 году, вернуть ее в 2012-м точно не получится.
Выдавая деньги под отчет руководителю, вместо заявления лучше оформить приказ
С 2012 года при выдаче денежных средств под отчет требуется заявление от сотрудника. А как быть, если подотчетным лицом выступает генеральный директор? Подскажите, возможно, для руководителя компании предусмотрен какой-то особенный порядок оформления «подотчетных» документов?
Выдавайте руководителю деньги под отчет в том же порядке, что и обычному работнику. Никаких исключений из правил для генерального директора нет.
Как и полагается, оформите расходный кассовый ордер. Но вместо заявления приложите к нему приказ или распоряжение руководителя о выдаче ему конкретной суммы на определенный срок.
Дело в том, что заявление на выдачу подотчетных денег должен завизировать сам руководитель. Этого требует пункт 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций от 12 октября 2011 г. № 373-П. А в вашем случае «подотчетник» и руководитель компании— одно лицо. Так что грамотнее будет составить приказ.
Физический показатель «Количество работников» считается отдельно по каждой торговой точке
У нашей компании есть одна точка бытового обслуживания. Сейчас мы открываем еще две. Как правильно в этом случае заполнить графу «Физический показатель» в декларации по ЕНВД? Нужно ли в ней указывать совокупное количество работников по организации?
Заполняя декларацию по «вмененке», суммировать физический показатель по всем подразделениям компании не нужно. Правильно в этом случае будет заполнить на каждый пункт бытового обслуживания отдельный лист. И в каждом таком листе указать количество работающих именно в этой точке. Так предусмотрено пунктом 5.1 Порядка заполнения декларации по ЕНВД, утвержденного приказом Минфина России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13@.