ещё
свернуть
Все статьи номера
18
Сентябрь 2012года
Ответы на вопросы

Готовые решения для ваших задач по НДС, налогу на прибыль, путевкам, дивидендам, налогу на имущество, отчетности, бухучету

Покупатель должен составлять счет-фактуру при возврате продукции, если он успел учесть ее на счете 41

Спрашивает Виктория Шокур,
гл. бухгалтер ООО «Энергоресурс» (г. Архангельск)

К нам на склад приехал покупатель, получил товар, расписался в накладной и поставил печать. Через неделю этот клиент захотел вернуть товар, так как он оказался ему не нужен. Товар качественный, но мы готовы пойти на уступку и принять его обратно. Кто в данном случае должен выставлять счет-фактуру при возврате?

Отвечает Ника Пескова,
аудитор ООО «МДН-Консалт»

Здесь нужно исходить из того, отразил покупатель товары на счете 41 или еще не успел. Если же контрагент приобрел вашу продукцию, чтобы использовать ее в качестве материалов, ориентиром будет счет 10. Уточните все это у покупателя.

В вашем случае клиент скорее всего уже отразил товары на счете 41. Значит, при возврате товаров именно он должен выставить счет-фактуру. На основании этого документа вы примете НДС к вычету. Это подтверждает письмо Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-09/58.

А в ситуации, когда контрагент еще не поставил продукцию на учет на счете 41, тогда уже вам, как поставщику, придется составлять корректировочный счет-фактуру. Такое возможно, если покупатель обнаруживает дефекты продукции в момент приемки и учитывает товары на забалансовом счете 002 как принятые на ответственное хранение.

Приобретая товар через посредника, в книге покупок нужно указывать непосредственного поставщика

Спрашивает Юлия Николаевна Морозова,
гл. бухгалтер ООО «Бизнес-Логика» (г. Магнитогорск)

Наша организация заключила договор с компанией-агентом. Та закупает для нас топливо у разных поставщиков. При этом счета-фактуры нам приходят от имени этих организаций. Какую компанию мы должны указывать в книге покупок — посредника или его контрагента (поставщика)?

Отвечает Михаил Грановский,
партнер Юридической компании «Базальт»

В книге покупок указывайте непосредственного поставщика. То есть ту организацию, которая прописана в строке 2 полученного от посредника счета-фактуры.

Если следовать Правилам ведения книги покупок, которые приведены в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, то в книге покупок надо отражать те же сведения, что и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. А в журнале в качестве продавца вы называете как раз организацию, данные которой есть в строке 2 счета. В свою очередь в ней посредник пишет наименование компании, у которой он купил товар для вас. Такие положения содержит подпункт «в» пункта 1 приложения 1 к постановлению № 1137.

Добровольные взносы в саморегулируемые организации включить в налоговые расходы нельзя

Спрашивает Надежда Георгиевна Ерзина,
бухгалтер УП «Сартехинвентаризация» (г. Саратов)

Наша компания оказывает услуги по технической инвентаризации недвижимости. У нас в штатном расписании есть кадастровые инженеры, которым мы оплачиваем членские взносы в саморегулируемых организациях. Можно ли такие расходы учесть при расчете налога на прибыль?

Отвечает Екатерина Савина,
эксперт журнала «Главбух»

Нет, нельзя. Все дело в том, что обязанность кадастровых инженеров вступать в саморегулируемые организации законодательством не предусмотрена. Это решение добровольное (ст. 34 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ).

А сумму членских взносов в саморегулируемые некоммерческие организации, если решение о вступлении в них принято добровольно, учесть при расчете налога на прибыль нельзя. На это прямо указывают пункт 40 статьи 270 и подпункт 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Самый сложный вопрос номера! Возместить сотруднице деньги за санаторное лечение можно, даже если путевку оплатил ее супруг

Спрашивает Наталья Николаевна Стучилова,
бухгалтер ОАО «Строймонтаж» (г. Сургут)

Наша компания компенсирует сотрудникам санаторно-курортное лечение. Для этого в наличии должны быть все подтверждающие документы, в том числе и чек об оплате. Одна из наших работниц принесла квитанцию, плательщиком в которой значится ее муж. Могу ли я возместить ей такие расходы?

Отвечает Аркадий Капкаев,
руководитель налоговой практики юридической фирмы «Правовой сервис»

Да, можете.

Дело в том, что у супругов общий бюджет. Их доходы от трудовой деятельности являются совместной собственностью (п. 1 и п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ). Таковой они владеют и пользуются сообща, если только брачным договором не установлено иное. Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 ГК РФ.

Выходит, независимо от того, кто именно оплатил путевку, уменьшился семейный бюджет. А значит, расходы понесли оба супруга.

Имейте в виду, что стоимость санаторно-курортного лечения сотрудников нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Такие затраты не влияют на базу, даже если они предусмотрены в коллективном договоре или ином локальном акте (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Приз за самый сложный вопрос

Наталья Николаевна Стучилова получает в подарок книгу «Все о суммовых и курсовых разницах». Это очередная книга из серии «Библиотека журнала “Главбух”». Написала ее Оксана Курбангалеева — один из наиболее авторитетных экспертов в области бухучета и налогообложения, практикующий специалист с большим стажем. В этой книге в центре внимания автора — суммовые и курсовые разницы. Разобраны как бухгалтерские, так и налоговые правила их учета. Разумеется, все рекомендации полностью соответствуют действующему законодательству.

Распределять прибыль можно за любой сколь угодно долгий период

Спрашивает Анастасия Ледовских,
генеральный директор ООО «ЮТП» (г. Сергиев Посад)

Единственный учредитель ООО (физлицо, не является сотрудником компании) хочет получить дивиденды. Однако мы не распределяли чистую прибыль на дивиденды уже около трех лет. Как грамотно сейчас оформить такие запоздалые выплаты учредителю и отразить эту операцию в учете?

Отвечает Римма Сафина,
генеральный директор ООО «Феникс-аудит»

Сразу скажем, не важно, за какой период вы решите распределить прибыль. Это может быть как один год, так и два или три года. А то и просто квартал. Данные выводы следуют из статей 28, 33 и 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Причем распределить можно как часть прибыли, так и всю ее целиком.

Чтобы выплатить дивиденды, достаточно оформить соответствующее решение. Его подпишет тот самый единственный учредитель. В таком решении можно заодно обозначить срок выплаты. Заметьте, он не может превышать 60 календарных дней с даты принятия данного решения. Если же срок не писать, то он по умолчанию будет считаться равным 60 дням (п. 3 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

С налогами и взносами все довольно просто. НДС и страховые взносы начислять не надо. Налог на прибыль выплаченные дивиденды не уменьшают. А вот НДФЛ придется удержать, поскольку ваша компания тут является налоговым агентом. Конкретная ставка налога на доходы зависит от статуса учредителя. Если он налоговый резидент (находится в России не менее 183 календарных дней в году), удержите 9 процентов с суммы дивидендов. Если же резидентом не является, применяйте ставку 15 процентов.

В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки:

ДЕБЕТ 84    КРЕДИТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов»
— начислены дивиденды учредителю;

ДЕБЕТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов»КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов»КРЕДИТ 51 (50)
— выплачены дивиденды в денежной форме.

Платить налог на имущество надо в течение всего времени, пока основные средства числятся на балансе

Спрашивает О.В. Умарова,
бухгалтер ООО «Арсенал» (г. Тула)

По решению суда имущество нашей компании подлежит передаче другому владельцу. Но сейчас мы оспариваем этот акт в вышестоящей инстанции. Пока нет окончательного решения, имущество числится у нас на балансе. Продолжать ли платить по нему налог на имущество?

Отвечает Алексей Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

Да, продолжайте. Дело в том, что налогом на имущество облагаются любые основные средства, которые учтены на балансе вашей компании. Это определяет пункт 1 статьи 374 НК РФ. И не важно, используете вы эти объекты или нет. Так что вам по-прежнему нужно платить налог со спорного имущества. Как минимум до тех пор, пока судьи окончательно не решат, что его действительно надо передать в собственность другому владельцу.

Хранить документы, подтверждающие сумму убытка, нужно, пока его будут относить в уменьшение прибыли

Спрашивает А.М. Абдуллаева,
гл. бухгалтер ОАО «Альметьевск- Водоканал»

Заполняя декларацию по налогу на прибыль, мы уменьшили текущую налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. В их число попал и убыток за 2008 год. А нужно ли нам хранить документы, подтверждающие его сумму? И как долго?

Отвечает Сергей Шилкин,
ведущий эксперт журнала «Главбух»

Да, нужно. Даже несмотря на то, что три года уже прошло.

В данном случае руководствуйтесь пунктом 4 статьи 283 НК РФ. В нем прямо сказано, что хранить документы, подтверждающие сумму убытка, надо в течение всего срока, пока вы уменьшаете налоговую базу. Более того, в Минфине России считают, что организации обязаны хранить бумаги даже в том случае, если убыточные периоды уже проверены налоговиками. Именно так сказано в письме этого ведомства от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278.

А вот судебная практика по этому вопросу не столь однозначна. К примеру, некоторые суды в подобных ситуациях не видят ничего страшного, если компания включает в расходы сумму убытка, первичных документов по которым уже нет (постановление ФАС Уральского округа от 1 июня 2011 г. № Ф09-2789/11-С3). Мол, достаточно того, что налоговики ранее проверили период, в котором получен убыток. А его сумма зафиксирована в бухгалтерских и налоговых отчетных документах.

Но есть решения и в пользу ревизоров. Одно из таких — постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2012 г. № А12-5807/2011. Судьи не приняли во внимание представленные компанией декларацию и акт выездной налоговой проверки за период, в котором образовался убыток. По их мнению, таких документов недостаточно.

Так что советуем вам хранить первичку, подтверждающую сумму убытка, по меньшей мере три года с момента его списания.

Предпринимателей не обяжут заниматься бухучетом с 2013 года

Спрашивает Е.А. Радомская,
гл. бухгалтер ИП (г. Курганинск)

Индивидуальный предприниматель применяет общую систему налогообложения. Как мне известно, со следующего года начнет действовать новый закон о бухгалтерском учете. И он обяжет вести такой учет практически всех. Подскажите, предпринимателю с 2013 года тоже придется это делать?

Отвечает Ольга Солдатова,
ведущий эксперт журнала «Главбух»

Нет, предпринимателю вовсе не придется вести бухгалтерский учет со следующего года. И тут не важно, какой режим налогообложения он применяет. Объясним почему.

По новому закону бизнесмен может не вести бухучет, если он учитывает свои доходы, расходы или другие объекты налогообложения в порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Это указано в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В вашем случае предприниматель находится на общей системе. Доходы и расходы он должен отражать в книге учета, утвержденной приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года. Значит, условие, позволяющее не вести бухучет, выполняется. Это подтвердили и представители Минфина России в письме от 26 июля 2012 г. № 03-11-11/221.

То же самое можно сказать и про другие режимы — если вдруг бизнесмен решит перейти на них с 2013 года. Так, упрощенщики заполняют книгу учета по форме, установленной приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. Для патентной системы, которая будет обособленно действовать со следующего года, также предусмотрен свой специальный налоговый учет (ст. 346.53 НК РФ).

Если же предприниматель переведет свой бизнес на вмененку, тогда он будет фиксировать для налоговых целей физические показатели деятельности. Поэтому чиновники считают, что бизнесмены — плательщики ЕНВД тоже освобождаются от обязанности вести бухучет. Такое мнение содержится в письме Минфина России от 17 июля 2012 г. № 03-11-10/29.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.