ещё
свернуть
Все статьи номера
18
Сентябрь 2012года
Ответы на вопросы

Распределять прибыль можно за любой сколь угодно долгий период

Спрашивает Анастасия Ледовских,
генеральный директор ООО «ЮТП» (г. Сергиев Посад)

Единственный учредитель ООО (физлицо, не является сотрудником компании) хочет получить дивиденды. Однако мы не распределяли чистую прибыль на дивиденды уже около трех лет. Как грамотно сейчас оформить такие запоздалые выплаты учредителю и отразить эту операцию в учете?

Отвечает Римма Сафина,
генеральный директор ООО «Феникс-аудит»

Сразу скажем, не важно, за какой период вы решите распределить прибыль. Это может быть как один год, так и два или три года. А то и просто квартал. Данные выводы следуют из  статей 28, 33 и 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Причем распределить можно как часть прибыли, так и всю ее целиком.

Чтобы выплатить дивиденды, достаточно оформить соответствующее решение. Его подпишет тот самый единственный учредитель. В таком решении можно заодно обозначить срок выплаты. Заметьте, он не может превышать 60 календарных дней с даты принятия данного решения. Если же срок не писать, то он по умолчанию будет считаться равным 60 дням (п. 3 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

С налогами и взносами все довольно просто. НДС и страховые взносы начислять не надо. Налог на прибыль выплаченные дивиденды не уменьшают. А вот НДФЛ придется удержать, поскольку ваша компания тут является налоговым агентом. Конкретная ставка налога на доходы зависит от статуса учредителя. Если он налоговый резидент (находится в России не менее 183 календарных дней в году), удержите 9 процентов с суммы дивидендов. Если же резидентом не является, применяйте ставку 15 процентов.

В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки:

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов»
— начислены дивиденды учредителю;

ДЕБЕТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов» КРЕДИТ 51 (50)
— выплачены дивиденды в денежной форме.

18
Сентябрь 2012года
Ответы на вопросы

Платить налог на имущество надо в течение всего времени, пока основные средства числятся на балансе

Спрашивает О.В. Умарова,
бухгалтер ООО «Арсенал» (г. Тула)

По решению суда имущество нашей компании подлежит передаче другому владельцу. Но сейчас мы оспариваем этот акт в вышестоящей инстанции. Пока нет окончательного решения, имущество числится у нас на балансе. Продолжать ли платить по нему налог на имущество?

Отвечает Алексей Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

Да, продолжайте. Дело в том, что налогом на имущество облагаются любые основные средства, которые учтены на балансе вашей компании. Это определяет пункт 1 статьи 374 НК РФ. И не важно, используете вы эти объекты или нет. Так что вам по-прежнему нужно платить налог со спорного имущества. Как минимум до тех пор, пока судьи окончательно не решат, что его действительно надо передать в собственность другому владельцу.

18
Сентябрь 2012года
Ответы на вопросы

Хранить документы, подтверждающие сумму убытка, нужно, пока его будут относить в уменьшение прибыли

Спрашивает А.М. Абдуллаева,
гл. бухгалтер ОАО «Альметьевск- Водоканал»

Заполняя декларацию по налогу на прибыль, мы уменьшили текущую налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. В их число попал и убыток за 2008 год. А нужно ли нам хранить документы, подтверждающие его сумму? И как долго?

Отвечает Сергей Шилкин,
ведущий эксперт журнала «Главбух»

Да, нужно. Даже несмотря на то, что три года уже прошло.

В данном случае руководствуйтесь пунктом 4 статьи 283 НК РФ. В нем прямо сказано, что хранить документы, подтверждающие сумму убытка, надо в течение всего срока, пока вы уменьшаете налоговую базу. Более того, в Минфине России считают, что организации обязаны хранить бумаги даже в том случае, если убыточные периоды уже проверены налоговиками. Именно так сказано в письме этого ведомства от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278.

А вот судебная практика по этому вопросу не столь однозначна. К примеру, некоторые суды в подобных ситуациях не видят ничего страшного, если компания включает в расходы сумму убытка, первичных документов по которым уже нет (постановление ФАС Уральского округа от 1 июня 2011 г. № Ф09-2789/11-С3). Мол, достаточно того, что налоговики ранее проверили период, в котором получен убыток. А его сумма зафиксирована в бухгалтерских и налоговых отчетных документах.

Но есть решения и в пользу ревизоров. Одно из таких — постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2012 г. № А12-5807/2011. Судьи не приняли во внимание представленные компанией декларацию и акт выездной налоговой проверки за период, в котором образовался убыток. По их мнению, таких документов недостаточно.

Так что советуем вам хранить первичку, подтверждающую сумму убытка, по меньшей мере три года с момента его списания.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.

Войдите или зарегистрируйтесь

Мы сразу откроем неограниченный доступ к журналу на 3 дня.

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь