ещё
свернуть
Содержание книги

Договор

Статьи 420–422

Договор — это соглашение компаний, в котором прописаны их права и обязанности (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Стороны договора называются контрагентами.

Понятие договора имеет несколько значений. Бухгалтеры зачастую понимают договор как документ, который необходим в том числе и для учета. Например, договор могут затребовать налоговики при проверке доходов и расходов компании. Хотя на самом деле договоренность сторон необязательно оформлять в виде единого письменного документа.

Подробнее о том, в какой форме заключать сделки и договоры.
Об обязательствах.
О приоритете специальных норм.

А для юриста договор — это, прежде всего, сделка. Кроме того, с юридической точки зрения существенно то, что на основании договора у компании появляются обязательства перед контрагентом. А исполняя договорные условия, стороны исполняют эти обязательства.

Из этого следует, что к договору применяются и правила для сделок (п. 2 ст. 421 ГК РФ). А не только нормы, предусмотренные непосредственно для договоров. Поэтому нужно учитывать, например, общие нормы, в которых прописано, в какой форме заключать сделки.

Кроме того, когда компания заключает и исполняет договор, нужно руководствоваться также нормами, регулирующими обязательства. Таких норм в Гражданском кодексе достаточно много.

Но приоритет при этом имеют все-таки именно правила, предусмотренные для договоров. То есть правила для обязательств будут действовать, только если в разделе Гражданского кодекса для договоров нет подходящих норм.

Виды договоров

Важный принцип гражданского права — это свобода договора. Это означает, что компании выбирают поставщиков, покупателей и других контрагентов и заключают с ними договоры на свое усмотрение. При этом компания может заключать с контрагентами самые разнообразные договоры: поставки, оказания услуг, займа и т. д.

Особенности этих договоров прописаны во второй части Гражданского кодекса. А в первой части предусмотрены общие правила, которые относятся к любым видам договоров. Например, как заключать или изменять положения договора. Это нужно, чтобы каждый раз не повторять эти общие правила в нормах для конкретного вида договора.

Кроме того, компании могут даже подписать договор, который в законодательстве не прописан. Также допускаются договоры, в которых содержатся элементы различных видов сделок. Это смешанный договор. Так, компании могут заключить договор, в котором содержатся условия поставки и комиссии или агентирования, то есть посреднической сделки.

Например, нередко согласно условиям договора поставки покупатели возмещают продавцам расходы на доставку товаров. Однако этот вариант невыгоден для расчета налогов. Ведь перевозчик выставляет счет-фактуру на имя поставщика. Поставщик же не вправе перевыставить этот документ покупателю. Поскольку возможность перевыставлять счета-фактуры прописана только для посредников (правила, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Следовательно, покупатель не сможет заявить вычет НДС с расходов на перевозку. А поставщик, по мнению чиновников, должен начислить НДС с сумм, полученных от покупателя в качестве возмещения расходов, по ставке 18/118 (письмо Минфина России от 15 августа 2012 г. № 03-07-11/300).

Более выгодный вариант — прописать в договоре поставки также условия посреднического договора, а именно: покупатель поручает поставщику приобрести услуги транспортной организации. При этом поставщик действует от своего имени, но за счет покупателя. Тогда поставщик вправе перевыставить покупателю счет-фактуру на услуги по доставке товаров (письмо Минфина России от 15 августа 2012 г. № 03-07-11/299).

Другой пример. Иногда покупатели оказывают поставщикам услуги по продвижению товаров. Например, по выкладке товаров на определенных полках в магазинах. Кроме того, покупатели могут проводить промоакции по товарам поставщика. Такие условия тоже можно заложить в договор поставки. Тогда этот договор будет включать как поставку, так и оказание услуг. Однако такой договор можно заключить только в отношении промышленной продукции. Что касается продовольственных товаров, то услуги по их рекламе и продвижению нужно выделять в отдельный договор (п. 11, 12 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).

Юрист

Компании вправе выбирать, с кем заключать договор. А в нем предусматривать любые условия. Это и есть свобода договора. Если же в договоре не прописаны какие-то условия, то по умолчанию стороны должны применять статьи Гражданского кодекса к этой сделке. Например, стороны предусмотрели в договоре, что риск случайной гибели товара переходит к покупателю в момент оплаты. Но если бы подобного условия не было, то стороны применяли бы статью 459 ГК РФ. А в ней сказано, что риск случайно гибели товара переходит к покупателю в момент передачи ему этого товара, а не оплаты.

Условия договора

Содержание договора не должно противоречить закону. Речь идет о тех нормах Гражданского кодекса, которые являются императивными, то есть содержат обязательные правила. Эти правила компании не могут скорректировать в договоре. Если же компании пропишут в договоре условие, не соответствующее закону, оно будет недействительным.

Подробнее о существенных условиях, без которых договор — не договор, а пустая бумажка.
О диспозитивных нормах.

Но многие нормы Гражданского кодекса являются диспозитивными. Это означает, что компании в договоре могут установить правила, которые отличаются от такой нормы Гражданского кодекса. Тем самым компании исключают применение диспозитивной нормы для данного договора. А если в договоре не прописаны такие условия, то по умолчанию будет действовать диспозитивная норма.

Как отличить императивную норму от диспозитивной? Раньше все было достаточно просто. Считалось, что норма, которая содержит оговорку «если иное не предусмотрено в договоре», относится к диспозитивным. Все остальные нормы являются императивными. Такой позиции в основном придерживались судьи.

Однако теперь судьи разнообразили эти правила (постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16). В результате диспозитивных норм стало гораздо больше. Конечно, это выгодно компаниям, поскольку они теперь вправе изменить в договоре многие правила, которые прописаны в Гражданском кодексе. Но при этом повышается риск споров с контрагентом. Поскольку не исключено, что одну и ту же норму компания посчитает необязательной, то есть диспозитивной, а контрагент — обязательной, то есть императивной.

Суть разъяснений судей заключается в следующем. Нормы, в которых указано «если иное не установлено в договоре», по-прежнему являются диспозитивными. Следовательно, эти правила компании могут изменять в договоре. Споров быть не должно.

А вот другие нормы, в которых подобной оговорки нет, могут быть как диспозитивными, так и императивными. Оценивать это судьи будут исходя из существа конкретной нормы.

Так, к императивным нужно относить нормы, в которых выражен явный запрет прописывать в договоре какие-либо иные правила. Например, если в норме явно указано, что такие условия договора ничтожны, не допускаются и т. п. Кроме того, судьи могут посчитать императивными и другие нормы, если содержащиеся в них правила необходимо выполнять, чтобы обеспечить баланс интересов сторон договора.

Если же нормы не содержат указанных признаков императивности, они считаются диспозитивными.

Например, согласно Гражданскому кодексу, если покупатель получил некачественный товар, он вправе потребовать снизить цену товара, безвозмездно устранить недостатки качества. Или возместить расходы на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475). В этой норме нет оговорки «если иное не предусмотрено в договоре». Однако судьи посчитали данную норму диспозитивной. Следовательно, в договоре можно установить и другие права покупателя. Например, можно прописать, что покупатель вправе потребовать от поставщика заменить товары.

Другой пример. Заказчик вправе отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю его фактических расходов. Такое правило прописано в Гражданском кодексе (ст. 782). Раньше судьи считали эту норму обязательной. А условия договора, которые не соответствуют данной норме, недействительными. Теперь с учетом новой позиции судей в договоре можно прописать и другие условия. Например, указать, что заказчик должен уплатить конкретную сумму компенсации за отказ от договора.

В итоге определить, какая норма обязательная, а какая нет, непросто даже опытным юристам. Поэтому, чтобы снизить риск споров, можно поступить так. Допустим, в норме содержится оговорка «если иное не установлено в договоре». Либо судьи в указанном постановлении явно назвали конкретную норму Гражданского кодекса диспозитивной. В этом случае компании в договоре вполне могут установить правила, которые отличаются от прописанных в этой норме.

Если такой оговорки в тексте нормы нет и судьи ВАС ее не анализировали, проще всего считать ее обязательной. Если же компании планируют все-таки прописать в договоре правила, которые не соответствуют этой норме, стоит проверить арбитражную практику. При этом ориентироваться нужно на документы, принятые после размещения на сайте ВАС РФ указанного постановления, то есть с 3 апреля 2014 года. Возможно, судьи считают правомерными условия договора, которые отличаются от этой нормы Гражданского кодекса. Следовательно, эта норма является диспозитивной и в договоре с контрагентом можно установить другие правила.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.