
Путевые листы будете оформлять по новой форме
Срочная новость про первичку
В ближайшее время придется раздать водителям новые бланки путевых листов. В перечень обязательных реквизитов путевого листа добавили два реквизита (приказ Минтранса России от 7 ноября 2017 г. № 476, на регистрации в Минюсте). Во-первых, это дата и время предрейсового контроля. Такой контроль проводят компании, которые используют автотранспорт для перевозки пассажиров и грузов. Во-вторых, это номер ОГРН компании или ОГРИП предпринимателя. Образец и подсказки, как заполнять путевой лист по новым правилам, – в ближайшем номере журнала.
Какие просьбы покупателей к бухгалтерии выполнять не обязательно и даже опасно
«Поменяйте в накладных название товара». Выполните просьбу — запутаете свой учет. Есть и более опасные последствия
«Разбейте одну поставку на несколько». Пойдете навстречу — можете остаться без оплаты. А что с налоговыми рисками
«Пишите адрес в счетах-фактурах большими буквами». Просьба безобидная, но вы потратите время на ненужную работу. Объясните это покупателю в письме>
Не обязательно и даже опасно выполнять все подряд просьбы, с которыми контрагенты обращаются в бухгалтерию. Из статьи узнаете, почему лучше отказать клиенту в его просьбе. Письма по нашим образцам убедят контрагентов, что ваш отказ — не прихоть.
«Поменяйте в накладных название товара»
Ваш контрагент приобретает одинаковые товары у разных поставщиков. Он хочет, чтобы все покупки назывались одинаково. Так ему удобнее вести учет и оформлять продажи. К вам клиент обратился с просьбой изменить название товара. Например, продать ему не «Вентилятор настольный», а просто «Вентилятор».
В чем опасность. Изменив название в накладной, вы внесете путаницу в свой учет. Номенклатура закупок и готовой продукции у вас не совпадет с номенклатурой продаж. Увидев, что вы покупали одни товары, а продаете другие, налоговики могут снять расходы и вычеты НДС.
Некоторые бухгалтеры готовы схитрить и поменять только один экземпляр накладной — для покупателя. А у себя оставить документ с прежним наименованием товара. Это опасно и для вашей компании, и для покупателя. Если покупатель вернет товар, оформленный по «индивидуальной накладной», вы не сможете его принять. Ведь у вас такого наименования в продажах не было. Налоговики сочтут, что вы продали два разных товара, а в учете показали только одну реализацию. Тогда вам доначислят налог на прибыль и НДС.
Покупатель тоже рискует. На встречной проверке налоговики сверят ваш экземпляр накладной и экземпляр покупателя. Обнаружив разницу, они могут решить, что сделка фиктивная. Снимут расходы и вычет по НДС.
Что ответить покупателю. Если не хотите исправлять название товаров по требованию покупателя, отправьте ему аргументированный отказ по образцу.

- Вежливый отказ
Вежливый отказ
Сообщите покупателю, что ваш отказ переделывать накладную не мешает ему самостоятельно присвоить товарам другие названия. Добавьте, что готовы поделиться шаблонами документов.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
На словах можно объяснить покупателям, что переназвать товары они могут самостоятельно. Для этого им не нужны новые закупочные накладные. Единицу учета ценностей компания выбирает сама (п. 3 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Поэтому покупатель вправе принять товар к учету по своей внутренней номенклатуре. Главное, чтобы товары с отличающимися названиями, поступившие от разных поставщиков, были на самом деле одинаковые. Например, никто не мешает переименовать «Детский стульчик» в «Стульчик детский». Советы для покупателя, который хочет учитывать товары по своим названиям, — в шпаргалке.
Шпаргалка
Три совета покупателю, который меняет название приобретенного товара
«Разбейте одну поставку на несколько»
Покупатели могут требовать, чтобы поставщик в документах одну крупную поставку разделил на несколько более мелких. Эти мелкие поставки нужно растянуть по времени, к примеру на два квартала. Такие просьбы обычно поступают от бюджетных организаций, которые сделки на определенные суммы могут заключать только после проведения конкурса. Чтобы обойти ограничения, эти организации и просят дробить продажи в документах. Но получать товары они при этом хотят все сразу, а не порциями.
В чем опасность. Продавец занизит сумму реализации в квартале, так как отгрузит все товары, а в документах покажет только часть. Налоговикам сложно обнаружить это нарушение. Тем не менее полностью исключить риски нельзя. Инспекторы могут провести инвентаризацию у поставщика или вызвать на допрос работников склада, водителей, менеджеров. Если соберут доказательства, что компания скрыла выручку, то доначислят налог на прибыль и НДС.
Есть и более серьезный риск. У поставщика после отгрузки не остается доказательств того, что он передал покупателю большую партию. Поэтому покупатель впоследствии может отказаться от своих обязательств и не оплатить часть товара. А новые накладные не подписывать, ссылаясь на то, что товары по ним не приходили.
Что ответить покупателю. Вероятнее всего, вы согласитесь на условия выгодного покупателя и оформите документы, как ему нужно. Но все же стоит предупредить своего директора о возможных проблемах. Причем сообщить о них лучше письменно, если не докладной запиской, то хотя бы по электронной почте или по скайпу. Иначе потом директор может обвинить бухгалтерию в том, что она не знает о налоговых рисках и не умеет правильно оформлять документы.
«Пишите адрес в счетах-фактурах большими буквами»
С 1 октября в счетах-фактурах надо приводить полный адрес компании из ЕГРЮЛ (постановление Правительства РФ от 19 августа 2017 г. № 981). Покупатели заволновались и стали максимально требовательны к этому реквизиту. Одних не устраивает, когда продавец сокращает элементы адреса: вместо «улица» — «ул.», вместо «дом» — «д.». Другие требуют, чтобы в адресе были только заглавные буквы, в точности как в ЕГРЮЛ, третьи — чтобы исключительно строчные. Помимо счетов-фактур требуют исправлять накладные, акты и договоры.
В чем опасность. Поставщик ничем не рискует, если переделает счет-фактуру. Проблема в другом — бухгалтерия будет тратить время на ненужную работу. Ведь налоговики не станут снимать вычеты, даже если в счете-фактуре неидеальный адрес. Им главное, чтобы можно было определить, кто поставщик и кто покупатель.
Что ответить покупателю. Одно дело, если просьба поступила от единичного покупателя. Тогда можно пойти навстречу и напечатать документ, чтобы не ссориться. Другое дело, когда таких покупателей много или речь идет о бумагах за продолжительный период. В этом случае можно объяснить тревожному контрагенту, что с вашими документами все в порядке. Как объясниться с контрагентом, смотрите на образце.

- Счет-фактура
Счет-фактура
Сообщите контрагенту, что чиновники разрешают сокращать элементы адреса в счетах-фактурах до «ул.», «д.», «к.», «оф.» и т. д. Это не мешает налоговикам идентифицировать продавца или покупателя.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
за правильный ответ
