ещё
свернуть
Все статьи номера
21
Ноябрь 2017года
Налоги, бухучет и взносы
Требования контрагентов к первичке

Путевые листы будете оформлять по новой форме

Срочная новость про первичку

В ближайшее время придется раздать водителям новые бланки путевых листов. В перечень обязательных реквизитов путевого листа добавили два реквизита (приказ Минтранса России от 7 ноября 2017 г. № 476, на регистрации в Минюсте). Во-первых, это дата и время предрейсового контроля. Такой контроль проводят компании, которые используют автотранспорт для перевозки пассажиров и грузов. Во-вторых, это номер ОГРН компании или ОГРИП предпринимателя. Образец и подсказки, как заполнять путевой лист по новым правилам, – в ближайшем номере журнала.

Какие просьбы покупателей к бухгалтерии выполнять не обязательно и даже опасно

 «Поменяйте в накладных название товара». Выполните просьбу — запутаете свой учет. Есть и более опасные последствия

 «Разбейте одну поставку на несколько». Пойдете навстречу — можете остаться без оплаты. А что с налоговыми рисками

 «Пишите адрес в счетах-фактурах большими буквами». Просьба безобидная, но вы потратите время на ненужную работу. Объясните это покупателю в письме>

Не обязательно и даже опасно выполнять все подряд просьбы, с которыми контрагенты обращаются в бухгалтерию. Из статьи узнаете, почему лучше отказать клиенту в его просьбе. Письма по нашим образцам убедят контрагентов, что ваш отказ — не прихоть.

«Поменяйте в накладных название товара»

Ваш контрагент приобретает одинаковые товары у разных поставщиков. Он хочет, чтобы все покупки назывались одинаково. Так ему удобнее вести учет и оформлять продажи. К вам клиент обратился с просьбой изменить название товара. Например, продать ему не «Вентилятор настольный», а просто «Вентилятор».

В чем опасность. Изменив название в накладной, вы внесете путаницу в свой учет. Номенклатура закупок и готовой продукции у вас не совпадет с номенклатурой продаж. Увидев, что вы покупали одни товары, а продаете другие, налоговики могут снять расходы и вычеты НДС.

Некоторые бухгалтеры готовы схитрить и поменять только один экземпляр накладной — для покупателя. А у себя оставить документ с прежним наименованием товара. Это опасно и для вашей компании, и для покупателя. Если покупатель вернет товар, оформленный по «индивидуальной накладной», вы не сможете его принять. Ведь у вас такого наименования в продажах не было. Налоговики сочтут, что вы продали два разных товара, а в учете показали только одну реализацию. Тогда вам доначислят налог на прибыль и НДС.

Покупатель тоже рискует. На встречной проверке налоговики сверят ваш экземпляр накладной и экземпляр покупателя. Обнаружив разницу, они могут решить, что сделка фиктивная. Снимут расходы и вычет по НДС.

Что ответить покупателю. Если не хотите исправлять название товаров по требованию покупателя, отправьте ему аргументированный отказ по образцу.

Вежливый отказ
Вежливый отказ
Сообщите покупателю, что ваш отказ переделывать накладную не мешает ему самостоятельно присвоить товарам другие названия. Добавьте, что готовы поделиться шаблонами документов.

Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word 

На словах можно объяснить покупателям, что переназвать товары они могут самостоятельно. Для этого им не нужны новые закупочные накладные. Единицу учета ценностей компания выбирает сама (п. 3 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Поэтому покупатель вправе принять товар к учету по своей внутренней номенклатуре. Главное, чтобы товары с отличающимися названиями, поступившие от разных поставщиков, были на самом деле одинаковые. Например, никто не мешает переименовать «Детский стульчик» в «Стульчик детский». Советы для покупателя, который хочет учитывать товары по своим названиям, — в шпаргалке.

Шпаргалка

Три совета покупателю, который меняет название приобретенного товара

1. Подготовьте приказ о наименованиях товаров. Напишите, что в целях надлежащего контроля за движением ТМЦ компания ведет их учет по наименованиям, закрепленным во внутренней номенклатуре.2. Разработайте внутреннюю номенклатуру. Составьте таблицу соответствий ваших наименований товаров и названий, которые используют в накладных поставщики. Утвердите приказом директора.3. Увязывайте документ по приему ТМЦ с накладной поставщика. В приходном ордере № М-4 есть графа для реквизитов накладной поставщика. Добавьте такую же в акт о приеме, если разработали его самостоятельно.

«Разбейте одну поставку на несколько»

Покупатели могут требовать, чтобы поставщик в документах одну крупную поставку разделил на несколько более мелких. Эти мелкие поставки нужно растянуть по времени, к примеру на два квартала. Такие просьбы обычно поступают от бюджетных организаций, которые сделки на определенные суммы могут заключать только после проведения конкурса. Чтобы обойти ограничения, эти организации и просят дробить продажи в документах. Но получать товары они при этом хотят все сразу, а не порциями.

В чем опасность. Продавец занизит сумму реализации в квартале, так как отгрузит все товары, а в документах покажет только часть. Налоговикам сложно обнаружить это нарушение. Тем не менее полностью исключить риски нельзя. Инспекторы могут провести инвентаризацию у поставщика или вызвать на допрос работников склада, водителей, менеджеров. Если соберут доказательства, что компания скрыла выручку, то доначислят налог на прибыль и НДС.

Есть и более серьезный риск. У поставщика после отгрузки не остается доказательств того, что он передал покупателю большую партию. Поэтому покупатель впоследствии может отказаться от своих обязательств и не оплатить часть товара. А новые накладные не подписывать, ссылаясь на то, что товары по ним не приходили.

Что ответить покупателю. Вероятнее всего, вы согласитесь на условия выгодного покупателя и оформите документы, как ему нужно. Но все же стоит предупредить своего директора о возможных проблемах. Причем сообщить о них лучше письменно, если не докладной запиской, то хотя бы по электронной почте или по скайпу. Иначе потом директор может обвинить бухгалтерию в том, что она не знает о налоговых рисках и не умеет правильно оформлять документы.

«Пишите адрес в счетах-фактурах большими буквами»

С 1 октября в счетах-фактурах надо приводить полный адрес компании из ЕГРЮЛ (постановление Правительства РФ от 19 августа 2017 г. № 981). Покупатели заволновались и стали максимально требовательны к этому реквизиту. Одних не устраивает, когда продавец сокращает элементы адреса: вместо «улица» — «ул.», вместо «дом» — «д.». Другие требуют, чтобы в адресе были только заглавные буквы, в точности как в ЕГРЮЛ, третьи — чтобы исключительно строчные. Помимо счетов-фактур требуют исправлять накладные, акты и договоры.

В чем опасность. Поставщик ничем не рискует, если переделает счет-фактуру. Проблема в другом — бухгалтерия будет тратить время на ненужную работу. Ведь налоговики не станут снимать вычеты, даже если в счете-фактуре неидеальный адрес. Им главное, чтобы можно было определить, кто поставщик и кто покупатель.

Что ответить покупателю. Одно дело, если просьба поступила от единичного покупателя. Тогда можно пойти навстречу и напечатать документ, чтобы не ссориться. Другое дело, когда таких покупателей много или речь идет о бумагах за продолжительный период. В этом случае можно объяснить тревожному контрагенту, что с вашими документами все в порядке. Как объясниться с контрагентом, смотрите на образце.

Счет-фактура
Счет-фактура
Сообщите контрагенту, что чиновники разрешают сокращать элементы адреса в счетах-фактурах до «ул.», «д.», «к.», «оф.» и т. д. Это не мешает налоговикам идентифицировать продавца или покупателя.

Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Снимут ли компании вычет НДС, если контрагент сократил в счете-фактуре элементы адреса, например до «г.», «ул.» или «д.»?
Налоговики разрешают сокращать элементы адреса в счетах-фактурах до «ул.», «д.», «к.», «оф.» и т. д. Это не мешает им идентифицировать продавца или покупателя (письмо Минфина России от 11 октября 2017 г. № 03-07-09/66329).
Да.
Нет.
В зависимости от того, что и как сократить.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.