ещё
свернуть
Содержание книги

Глава 9. Как высказывать и принимать претензии без негатива

Как критиковать коллег и подчиненных

Претензии и критика – вопрос особый. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы хорошо воспринимал критику, все мы стремимся к поощрению и бежим от наказания. Но в любом случае на работе иногда складываются ситуации такого накала, когда, как ни крути, приходится говорить не совсем то, что коллеги хотят услышать. То, как вы будете это делать и воспринимать, имеет значение.

Несмотря на все претензии, высказывание не должно включать в себя критику личности. Если необходимо сделать замечание, то нужно сказать, что конкретно вам не нравится. И сделать это следует тактично:

«Знаешь, посмотри еще раз этот абзац, такое ощущение, что он малоинформативен»
«Я не могу принять эту работу, потому что вот здесь и здесь есть недоработки»
«У меня к тебе просьба, исправь, пожалуйста, выделенные недочеты»

В начале беседы важно быть позитивно настроенным. По возможности, перед тем, как начать критиковать, лучше подметить что-то хорошее, например, сказать:

«Вот, слушай, в предыдущей работе по отчету ты сделала все очень хорошо, выполни по той же схеме работу и сейчас. Я вижу, как все устали, но время поджимает, сконцентрируйся и переделай»

Вопреки эмоциям не надо говорить, что подчиненный невнимателен, халатно относится к работе, потому что это – критика личности. В данном случае человек не обижен, так как критика обезличена, и у сотрудника не складывается после замечаний ощущения, что наступает катастрофа. Закончить неприятный разговор тоже лучше в положительном ключе. Если чувствуешь, что работа сложная, у человека не получается, тогда нужно задать дополнительный вопрос:

«Расскажи, пожалуйста, какие проблемы у тебя возникли, давай, не откладывая, обсудим»

Очень часто начальники, когда видят плохо сделанную работу, вместо того чтобы вникнуть, стараются сотрудника быстрее заставить переделывать, не разобравшись, может ли человек выполнить задание. Тут нужно помочь, возможно, подключить дополнительные ресурсы.

А если речь идет о подчиненном, который может, но не посчитал нужным сделать отчет на должном уровне, тогда лучше прямо сказать:

«Я не ожидал и расстроен, не могу принять работу с ошибками»

Фраза «я расстроен» не подразумевает, что гневаюсь. Замечу, что переговоры с негативным контекстом ведутся наедине, а похвалить своего подчиненного лучше при всем коллективе.

_________________________

Как реагировать на критику

Владеть тактикой правильного реагирования на критику должны все сотрудники. Здесь важно почувствовать конструктив и понять, что могут дать положительного высказанные замечания. Критика не всегда приятна, невольно про себя думаешь: «Я могу разозлиться, прекратить контакт, ответить с ненавистью, наконец, замкнуться». И действительно – вариантов масса. Но тогда получится, что «по шеям» вы получили, а выгоды никакой. Значит, имеет смысл вникнуть и попробовать разобраться, что действительно актуально, а что является личным домыслом коллеги или начальника. Все, что касается личного домысла или отношения, отправляйте «полем-лесом», так всем будет спокойнее. А вот с конструктивом стоит разобраться, прислушаться к претензии. Подумать о том, как избавиться от недочетов в отчете, структурировать свое рабочее время, научиться справляться с задачами более эффективно.

Важно понять, что конструктивная критика – это самый дешевый способ профессионального роста. Ко мне приходят важные начальники, у которых по 3-4 тысячи подчиненных; они прилетают из Уренгоя, Ханты-Мансийска, с Урала и платят деньги за то, чтобы кто– то посмел их критиковать. Из-за вырождения критики на постсоветском пространстве у руководителей проблемы усиливаются, пребывание на самом верху имеет свои изъяны, и когда такой босс идет к людям, его проблемы растут, а он не знает, не понимает, в чем деформация.

Рефлексия – умение смотреть на себя со стороны и исследовать свое поведение, это важнейшее качество для достижения успеха.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.