ещё
свернуть
Содержание книги

Отчет о проверке контрагента

Налоговики на проверке требуют пояснить, как компания выбирала конкретного контрагента. Компаниям приходится собирать информацию о поставщиках и подрядчиках. Причина в том, что налоговики часто придираются к сделкам с сомнительными контрагентами (письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547).

Компании проверяют контрагентов по электронным сервисам на сайте ФНС nalog.ru. Смотрят реестр недобросовестных поставщиков, которые участвуют в госзакупках, базу судебных споров и прочие источники в интернете. Запрашивают у контрагента устав, приказ о назначении директора, доверенности и другие бумаги.

В итоге проверки контрагента компания получает документы и скриншоты с сайтов. Обычно все это собирают в отдельную папку — досье по контрагенту.

Советуем не ограничиваться досье, а добавить к нему краткий отчет. Образец ниже. Удобно свести в таком отчете всю важную информацию о поставщике или подрядчике. Во-первых, с помощью отчета будет проще принять решение о том, сотрудничать ли с контрагентом. Ведь на одном-двух листах вы сразу увидите все рискованные моменты. Например, тот факт, что в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности данных об адресе, директоре или учредителе потенциального контрагента. Во-вторых, вы сможете показать отчеты налоговикам, если у них будут вопросы на проверке.

Налоговики смотрят всю цепочку перепродавцов. Поэтому нередко инспекторы предъявляют претензии покупателю и ссылаются на тот факт, что контрагенты второго, третьего звеньев являются однодневками и не платят налоги. Однако компания не может отвечать за действия поставщиков второго звена (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2017 № Ф08-3257/2017).

Если контрагенты второго звена недобросовестные, это еще не означает, что компания не вправе учесть расходы и вычеты (постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2017 № Ф05-125/2017). С этим согласилась и ФНС (письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/16152).

В пользу компании также изменения в Налоговом кодексе, которые действуют с 19 августа 2017 года. Теперь инспекторы не вправе снять расходы и вычеты только из-за того, что контрагенты нарушают налоговое законодательство (п. 3 ст. 54.1 НК). Речь идет о непосредственном контрагенте. Значит, недобросовестные поставщики второго и следующих звеньев тем более не могут быть единственным основанием для претензий проверяющих.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.