Опыт коллег
Коллеги делятся профессиональным опытом проверки контрагентов. Для примера приведем беседу с постоянной читательницей журнала «Главбух».
Как вы проверяете контрагентов? У вас есть регламент или какие-то критерии?
Да, есть критерии и регламенты. Критерии — сумма договора и вид сделки. Кроме того, мы учитываем известность контрагента. От этих параметров зависит пакет документов, которые запрашиваем у партнера. У совсем публичных компаний типа Мосэнерго, МТС документы не запрашиваем.
Требуете ли вы от поставщиков список бумаг?
В нашем регламенте есть перечень документов, но он не жесткий. Если контрагент не согласен разглашать какие-то данные, то просим гарантийное письмо, что он имеет ресурсы, персонал, платит налоги, а также другие доказательства реальной деятельности. Остальное собираем сами из доступных источников. Очень помогает программа «Главбух: проверка контрагентов». Пользуемся при каждом новом договоре, а также если проблемы с платежами у контрагентов. Плюс некоторые значимые организации стоят в режиме отслеживания. Ну и деловую переписку сохраняем.
Как влияют на проверку вид сделки и ее сумма?
Большой объем документов мы запрашиваем по таким сделкам, которые налоговики проверяют максимально тщательно. Это займы, посреднические сделки, договоры, у которых нет материального результата, — предусматривающие оказание услуг, уплату роялти. По таким сделкам получаем от контрагентов дополнительные документы, гарантии и подтверждения. Критерии по суммам сделок в каждой компании разные, они зависят от оборота. Для одной организации существенная сумма 100 000 руб., а для другой — миллион. Как правило, по сделкам на сумму 50 000—100 000 руб. тщательную проверку не проводим. Убеждаемся только, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ. А, например, если сделка на сумму свыше 10 млн руб., то требуем дополнительные документы и гарантии.
Проверку проводит один человек или несколько?
Несколько человек: менеджеры и бухгалтеры.
С каким контрагентом вы не подпишете договор?
Если у контрагента проблемы в финансовой отчетности, в судебных делах. Либо если он отказывает даже в простой информации о себе. Все это повод задуматься о его добросовестности. С такими организациями стараемся не устанавливать договорные отношения.
Что самое главное при отборе контрагентов?
Самое главное в бизнесе — это деловая цель и хорошие личные контакты. А проверки, дополнительные доказательства являются только приложением к этому. Но иногда проверка — это большая помощь, если происходят какие-то непонятные изменения у контрагента.
Были случаи, когда проверка спасала от проблем?
Да. На камералках с возмещением НДС результаты наших проверок впечатляют инспекторов и буквально заставляют их возвращать налог. А чаще всего проверка позволяет избежать недобросовестных в хозяйственной деятельности поставщиков и покупателей.
Что именно убеждает налоговиков?
Это и объем документов, и финансовый анализ, дополнительные подтверждения от контрагентов о наличии ресурсов. Также производят впечатление персональные данные и коммерческая тайна, которую контрагент согласился раскрыть, чтобы подтвердить добросовестность. Но все документы по запросу инспекции на камералке мы не выдаем. Заранее аргументы не выкладываем. А когда получаем акт проверки и готовим возражения, то представляем документы, которые опровергают конкретные доводы налоговиков. В итоге инспекция принимает решение в нашу пользу.
