Все статьи номера
6
Март 2019года
Хочу предостеречь
Компанию оштрафуют на 100 000 руб., если она оформит с самозанятым договор подряда вместо трудового.
Налоги, бухучет и взносы
Налоговая оптимизация

Три новых способа сэкономить на НДФЛ и взносах

1Опасно увольнять работников, чтобы нанять их как самозанятых
Как налоговики раскроют схему
2Есть случаи, когда компания вправе не платить НДФЛ и взносы на законных основаниях
Что нужно учесть, чтобы исключить риски
3Нельзя нанимать самозанятых на постоянную работу
В чем опасность

Чтобы сэкономить на взносах, компании предпочитают работать с людьми, которые зарегистрировались в ФНС в качестве самозанятых. С выплат им не нужно удерживать НДФЛ и начислять взносы. Организации используют несколько способов, но среди них есть рискованные. Расскажем, как безопасно экономить на взносах.

Способ № 1. Увольняют работников и нанимают их как самозанятых

Чтобы сэкономить на налогах и взносах, некоторые компании увольняют работников. Бывшие работники регистрируются в качестве самозанятых. После этого организация подписывает с ними договоры подряда на выполнение работ или оказание услуг. Чтобы обосновать, почему эти люди в течение рабочего дня находятся в офисе, компании сдают им в аренду рабочие места в кабинете.

Риски. Налоговики уже умеют находить схемы экономии на взносах. Инспекторы сравнивают выручку и численность за три последних года. Смотрите фрагмент заключения по результатам предпроверочного анализа. Рисунок 1 ниже.

Рисунок 1. Фрагмент из заключения предпроверочного анализа

Налоговая нагрузка

В таблице видно, что в 2017 году у компании резко выросла налоговая нагрузка, а в 2018-м — снизилась.

Например, в 2018 году компания получила выручку 100 млн руб. При этом численность сотрудников была 30 человек. В 2019 году выручка компании выросла до 120 млн руб., но численность снизилась до 10 человек.

Инспекторы начнут разбираться, за счет чего компания получила такую выручку, почему уволила работников. Увидят, что в компании резко выросло количество подрядчиков-самозанятых. Сравнят фамилии, и сразу станет ясно, что организация работает с бывшими сотрудниками. Инспекторы доначислят НДФЛ, взносы и оштрафуют компанию. Кроме того, Роструд может оштрафовать компанию за уклонение от оформления трудового договора на 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). Доказать, что у таких сделок деловая цель, будет крайне сложно.

1
января 2020 года

налог на профессиональный доход смогут платить во всех регионах России 

На проверках налоговики сравнивают показатели двух компаний, которые занимаются одним видом деятельности и получают одинаковую выручку. Если одна из компаний тратит на работников намного меньше другой, налоговики начнут искать причину. Также инспекторы сравнят показатели компании со средними значениями по виду экономической деятельности.

Налоговиков заинтересует резкое изменение показателей отчетности или резкое отклонение от средних данных по виду деятельности. Например, если компания со штатом в 100 человек уволит сразу двадцать сотрудников.

Помимо споров с налоговиками могут возникнуть споры с трудовой инспекцией. Например, если организация не смогла договориться с бывшим работником, он может пожаловаться трудовикам. Тогда инспекторы решат, что увольнение незаконное, восстановят работника и оштрафуют компанию. Штраф составит 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Как правильно. Переводить штатных сотрудников в самозанятые опасно. Но компания вправе нанять самозанятых для выполнения разовых работ.

Нанимать для разовой работы компания может даже штатных сотрудников. Главное, чтобы работы, которые они выполняют по договору подряда, не пересекались с должностными обязанностями.

Например, бухгалтер компании в свободное время выпекает и продает торты. Организация заказала у нее выпечку для корпоратива. Кроме того, компания может арендовать имущество у штатника. Например, автомобиль или квартиру. В таком случае компания вправе заключить с работником помимо трудового договор как с самозанятым физлицом.

Такой договор не вызовет подозрений со стороны инспекторов. Как работать с самозанятыми без риска, читайте далее.

Способ № 2. Нанимают самозанятых для разовых работ

Территория

Компания из любого региона вправе нанять самозанятого, который ведет деятельность через интернет или в одном из регионов, где проходит эксперимент.

Компаниям сейчас выгоднее работать с самозанятыми, чем с другими физлицами. Не нужно удерживать НДФЛ и тратиться на взносы. Расходы можно учесть при расчете налога на прибыль. Поэтому организации предпочитают заключать договоры с людьми, которые зарегистрировались в качестве самозанятых.

Риски. Такой способ экономить на взносах безопасен. Но самозанятые должны соблюдать условия спецрежима. А компаниям, которые с ними сотрудничают, стоит это проконтролировать. Например, на какой территории самозанятый выполняет работы или оказывает услуги.

Если окажется, что человек не вправе применять новый спецрежим, компания должна удержать из его дохода НДФЛ и начислить взносы. Иначе налоговики обнаружат это на проверке. Тогда потребуют доплатить налог и взносы, пени и штраф. Как себя обезопасить, читайте далее.

Как правильно. Чтобы платить налог на профессиональный доход, человек должен встать на учет в ФНС в качестве самозанятого. Для проверки его статуса запросите у него справку о постановке на учет. Этот документ можно скачать из приложения «Мой налог».

Второй способ — проверить статус на сайте ФНС (npd.nalog.ru/check-status). Введите ИНН и дату, на которую хотите проверить статус. Рисунок 2 ниже.

Рисунок 2. Как проверить статус самозанятого

Дата

Введите дату, на  которую хотите проверить статус плательщика налога на профессиональный доход.

После того как проверите самозанятого, составьте договор. Напишите в договоре, что работаете с плательщиком налога на профессиональный доход. Это поможет компании избежать споров с инспекторами.

Безопаснее проверять статус самозанятого на сайте ФНС перед каждой выплатой. Ведь он в любое время может отказаться от спецрежима. Кроме того, налоговики вправе снять самозанятого с учета, если обнаружат, что он утратил на него право.

Сохраняйте скриншоты о проверке. Тогда в споре с налоговиками компания докажет свою добросовестность. Чиновники из Минфина нам подтвердили, что компанию в такой ситуации штрафовать нельзя. Ведь у организации нет возможности отследить, выполняет ли самозанятый все условия режима.

Запросите у подрядчика чек на сумму, которую ему перечислили. Если самозанятый его не предоставит, компании понадобится начислить страховые взносы на выплату (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Подрядчик вправе отправить чек до 9-го числа следующего после расчета месяца. Но пока нет штрафов на самозанятых за то, что они не выдали чек своевременно. Поэтому укажите условие о выдаче чека в договоре.

Способ № 3. Заменяют штатных сотрудников новыми самозанятыми

Некоторые компании стали поручать самозанятым работу, которую раньше выполняли штатные сотрудники. Вместо того чтобы нанять работника в штат, организации заключают договоры гражданско-правового характера с самозанятыми. Например, заключают договор об оказании услуг по ведению бухучета, когда есть вакансия бухгалтера.

Риски. В таком случае договор с самозанятым могут переквалифицировать в трудовой (п. 8 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2, ст. 67 ТК). А значит, на все выплаты налоговики доначислят НДФЛ и взносы. Кроме этого оштрафуют на 20 процентов от недоимки (ст. 122, 123 НК). Есть еще один штраф, который может получить компания в такой ситуации: за уклонение от оформления трудового договора инспекторы из Минтруда оштрафуют на 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП).

Как правильно. Не пытайтесь заменить самозанятыми штатных работников. Проверяющие уже научились переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые.

Работайте с самозанятыми так же, как с подрядчиками. Заключайте договор только для определенного вида работы, результат которой нужно сдать в конкретный срок. Например, когда надо отремонтировать офис, перевезти пассажиров или груз, провести мероприятие и др.

Наиля Сулейманова, ведущий эксперт журнала «Главбух»