Все статьи номера
6
Март 2019года
Вокруг бухгалтерии
Маркировка товаров

Как подготовиться к обязательной маркировке товаров с 1 марта — пошаговая инструкция

Проверьте, готова ли ваша компания к продаже маркированных товаров. Новые правила заработали уже с 1 марта. Производить, ввозить и продавать сигареты без нового кода будет запрещено. С июля и декабря подключат и другие товары. Мы составили пошаговую инструкцию, как вам подготовиться к маркировке и настроить учет.

С 1 марта Единая информационная система маркировки и мониторинга начала следить за оборотом табака на российском рынке. Теперь все участники рынка — производители, оптовики и торговые точки будут передавать в нее информацию о каждой изготовленной и проданной пачке сигарет с двухмерным штрихкодом (п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

На заметку

Какие еще товары понадобится маркировать в 2019 году

Дата обязательной маркировкиТовары
1 июля 2019 годаОбувь
1 декабря 2019 годаДухи и туалетная вода
Шины, покрышки пневматические резиновые новые
Одежда из натуральной или композиционной кожи
Женские блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания из трикотажа, верхняя одежда
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное Фотокамеры
(кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

Табак маркируют кодом DataMatrix. Этот же формат двухмерного кода скоро понадобится наносить и на другие товары.В цифровом коде зашифрованы сведения о серийном номере товара, дате и месте его производства, максимальной розничной цене. Каждый, кто считает его сканером или с помощью приложения мобильного телефона, сможет узнать, какой путь прошел товар, прежде чем попал на прилавок магазина.

Рис. 1. Маркировка сигарет

Уникальный цифровой код наносят на каждую пачку сигарет.

Рис. 2 Маркировка обуви

При маркировке обуви код ставят на упаковку, ярлык или товар.

Контролирующие органы смогут проследить товар с момента его производства до реализации конечному потребителю. Сначала об изготовленной продукции оператору информационной системы мониторинга сообщит производитель. Потом покупатель-оптовик отправит сведения о полученном товаре. Розница сообщит о продаже товара конечному покупателю. Информация в систему мониторинга уйдет с онлайн-кассы через оператора фискальных данных.

Рис. 3. Обмен данными

Информацию о движении товара участники оборота передают в систему мониторинга.

В этом году понадобится маркировать и другие товары (распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 792-р). Их перечень — ниже. А к 2024 году система мониторинга, возможно, будет знать обо всех товарах на российском рынке.

Переход на обязательную маркировку табака обещают сделать поэтапным. Чиновники разработали проект постановления. Если его одобрит Правительство, то производители, импортеры и продавцы табака получат время на подготовку к новым правилам до 1 июля 2019 года. Распродавать немаркированные остатки сигарет рознице разрешат до 1 июля 2020 года. Кроме этого планируют разрешить оптовикам и рознице до 1 июля 2020 года не использовать электронный документооборот.

По проекту планируют передвинуть сроки для перехода на цифровую маркировку всего на четыре месяца. Начинайте готовиться к новым правилам по учету табака уже сейчас. Мы подготовили для вас пошаговую инструкцию.

Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись

Без электронной подписи работать в системе мониторинга не смогут ни производитель, ни мелкая розница. Но покупать отдельный ключ для того, чтобы работать с маркировкой, не обязательно. Если подписывать электронные документы и работать в системе будет директор, то подойдет его усиленная цифровая подпись, которой он подписывает отчеты в налоговую инспекцию. Если же документооборотом будет заниматься другой человек, ему понадобится завести электронную подпись.

На заметку

Какой табак маркировать кодом DataMatrix c 1 марта

Вид/категорияНаименование
12.00.11.130Сигареты
12.00.11.140Папиросы из табака или заменителей табака

Шаг 2. Заключите договор с оператором фискальных данных

Проверьте свою кассу: она должна уметь передавать в ОФД код маркировки

Чтобы сведения о коде товара из онлайн-кассы попали в систему мониторинга, заключите дополнительный договор с оператором фискальных данных. Именно он будет передавать информацию о кодах товаров, которые вы продали в розницу. Для этого свяжитесь со своим ОФД.

Онлайн-касса должна уметь формировать и отправлять оператору фискальных данных кассовый чек с кодом маркировки товара. Проверьте свою кассу — версия формата фискальных данных должна быть не ниже 1.05. В 2019 году все ККТ должны перейти на новую версию. Свяжитесь с производителем кассы или сервисным центром. Попросите обновить операционную программу кассы до последней версии, чтобы в ней была функция работы с кодом DataMatrix.

Шаг. 3. Зарегистрируйтесь на сайте честныйзнак.рф

Пройдите регистрацию на главной странице сайта честныйзнак.рф. Для этого нажмите кнопку «Зарегистрироваться». Выберите группу товаров, которыми торгуете, и внесите регистрационные данные. Впишите адрес электронной почты. Выберите сертификат ключа электронной подписи, с которой будет работать сотрудник, отвечающий за прием товара.После регистрации на электронную почту придет письмо со ссылкой на вход в личный кабинет.

Как зарегистрироваться в системе мониторинга

Рис. 4, 5. Электронный адрес и подпись

Укажите почту сотрудника, который отвечает за маркировку. Подключите электронную подпись того, кто будет заверять первичку.

Розничные магазины указывают адрес, номер торговой точки или склада. Как нумеровать торговые точки, вы можете решить сами. К примеру, у вас три магазина, присвойте каждому из них любой порядковый номер от единицы до тройки. Далее внесите код регистрации онлайн-кассы. Это 16-значный код, который ККТ присваивается при регистрации кассы в ФНС. Проверить код можно в личном кабинете ККТ или индивидуального предпринимателя на сайте налоговой nalog.ru или в выданной инспекцией карточке регистрации.

Отметьте в списке оператора фискальных данных, с которым ваша компания заключила договор о передаче данных с онлайн-кассы в систему мониторинга.

Рис. 6. Кассы

Сведения об онлайн-кассах заполняйте по каждой торговой точке отдельно.

Шаг 4. Подключитесь к электронному документообороту

Передавать и принимать накладные с кодами маркировки товара все участники рынка табачной продукции должны в электронном виде. Поэтому, если раньше не работали с электронным документооборотом (ЭДО), надо к нему подключиться.

Для того чтобы работать с ЭДО, заключите договор с оператором. Например, с TAXCOM, СКБ Контур, Корус или с другим оператором.

Производителям и оптовикам ЭДО нужен, чтобы обмениваться первичкой. Торговым точкам — чтобы принять документы от поставщика.

Шаг 5. Обновите и настройте учетную программу

Большинство разработчиков уже модернизировали свои программы с учетом новых требований. Например, в сервисе Контур.Маркет появился модуль «Маркировка». Уточните у разработчиков своей учетной программы, как ее настроить. Если пользуетесь 1С, смотрите на рисунках, как это сделать.

Рис. 7. Обмен с системой мониторинга

В разделе администрирование выберите панель настроек обмена с системой мониторинга.

Рис. 8. Учет маркированного табака

Включите опцию «Вести учет табачной продукции» и выберите сертификат ключа.

Рис. 9. Тип номенклатуры

Выберите тип номенклатуры и укажите, что учет будет вестись в режиме обмена с системой мониторинга.

Рис. 10. Документооборот

Если настроили работу с системой мониторинга, полученные от контрагента УПД по маркированному товару можно будет просмотреть в этом разделе.

Рис. 11. Новый формат

Выберите формат УПД для каждого контрагента, с которым будете обмениваться документами.

Рис. 12. Код маркировки

Код маркировки увидите в табличной части УПД. 

Шаг 6. Купите 2D-сканер

Проверьте, чтобы 2D-сканеры были во всех ваших розничных магазинах и на складах. Считать квадратный код DataMatrix сможет только такой сканер.

Благодарим за помощь в подготовке материала экспертов Национальной системы цифровой маркировки Честный ЗНАК и компании «1С».

 Опыт практика

Какие вопросы решали ваши коллеги, когда внедряли маркировку табака

Одной из основных проблем для учета стала уникальность продукта с момента нанесения кода. Если ранее учет строился на уровне ассортимента в разрезе партий, в новых условиях каждая единица становится индивидуальной, и мы не можем опираться только на данные о наименовании, количестве и стоимости. В новых условиях количественный учет на местах должен быть еще более аккуратным и точным.

РОМАН ДАНИЛОВ, главный бухгалтер и менеджер
по финансовой отчетности «Бритиш Американ Тобакко Россия»

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Что надо обязательно сделать торговой точке к 1 июля 2019 года, чтобы продавать табак с маркировкой?
Чтобы сведения о коде товара из онлайн-кассы попали в систему мониторинга, заключите дополнительный договор с оператором фискальных данных. Именно он будет передавать информацию о кодах товаров, которые вы продали в розницу.
Заключить дополнительный договор с ОФД о передаче данных в систему маркировки.
Купить 1D сканнер.
Заключить договор с поставщиком об обмене электронными накладными.