ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Апрель 2019года
Не ошибитесь
Обжалуйте в комиссию ЦБ отказ банка провести платежку. Блокировку Клиент Банка комиссия рассматривать не обязана.
Расчеты
Платежки

Как извлечь пользу из выволочки, которую устроил банкам ЦБ

1Блокируют Клиент Банк, не запрашивая пояснений
Ссылайтесь на новые разъяснения ЦБ. Только не спутайте блокировку с отказом провести платежку
2Банк не проводит платежку и не объясняет почему
Отправьте запрос о причинах отказа. Образец
3Отказывают в операции лишь потому, что компания в черном списке
В чем не прав банк и как действовать бухгалтеру

Банки торопятся отключить Клиент Банк, как только заподозрят, что компания проводит незаконную операцию. Иногда даже не запрашивают у компании пояснения или документы. Между тем в этом случае банк сам действует некорректно. ЦБ раскритиковал банки за эти и другие нарушения. Читайте, как действовать, если ваш банк злоупотребляет полномочиями.

Заблокировали Клиент Банк, не запросив пояснения и документы

Ситуация. Банк не запрашивает у компании документы или пояснения, а сразу отключает Клиент Банк.

В чем не прав банк. Чтобы снизить число жалоб компаний по поводу Клиент Банка, ЦБ рекомендовал банкирам сначала запрашивать у клиентов документы и пояснения. Если после этого банк все-таки решил отключить Клиент Банк, то ЦБ рекомендует пояснить компании причины (Методические рекомендации, утв. ЦБ 22.02.2019 № 5-МР).

Формально кредитная организация ничего не нарушает, когда блокирует Клиент Банк. Ведь такое право банкиры закладывают в договор, который заключают с компанией. Или в отдельный документ — условия предоставления услуг. Клиент соглашается с этим документом, когда подписывает заявление об открытии счета. Более того, ЦБ уже давно рекомендует блокировать Клиент Банк, если банкиры выявляют сомнительные операции (письмо от 27.04.2007 № 60-Т).

Однако теперь при ЦБ создали межведомственную комиссию, которая рассматривает отказы банков проводить операции. Компании стали обращаться в комиссию из-за того, что банк отключил Клиент Банк. ЦБ разъяснил, что комиссия не должна разбирать такие вопросы. Ведь отключение Клиент Банка и отказ выполнять операцию — это не одно и то же. В чем разница — читайте в шпаргалке ниже.

Шпаргалка

В чем разница между отключением Клиент Банка и отказом провести платежку

1. При отказе выполнять операцию банк не исполнит ни электронную, ни бумажную платежку. При блокировке Клиент Банка банк не отказывается проводить платеж. Можно передать платежку на бумаге.2. Об отказе проводить платеж банк сообщает в Росфинмониторинг. В результате компанию включают в черный список. Данные о блокировке Клиент Банка банкиры в Росфинмониторинг не направляют.3. Отказ банка провести платежку компания вправе обжаловать в межведомственную комиссию при Банке России. Жалобу на блокировку Клиент Банка эта комиссия рассматривать не обязана.

Когда банк отключает Клиент Банк, у компании есть возможность передать платежку на бумаге. И только если эту платежку банк откажется выполнять, компания вправе обжаловать это в межведомственную комиссию при ЦБ (п. 13.5 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Как действовать бухгалтеру. Если вам не сообщили, почему заблокирован Клиент Банк, сошлитесь на ЦБ. Образец письма — ниже.

Рекомендации ЦБ
Рекомендации ЦБ
Ссылайтесь на новый документ ЦБ, который рекомендует банкирам пояснять причины блокировки.
Документы и пояснения
Документы и пояснения
Сразу спросите у банка, какие пояснения и документы нужны, чтобы доказать законность операций по счету.

Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word

Не сообщают причину отказа

Ситуация. Банкиры часто не сообщают компании, по какой причине отказались проводить платеж или открыть расчетный счет (п. 5.2, 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Банк либо вообще не поясняет компании отказ, либо просто ссылается на Закон № 115-ФЗ.

Важная деталь

Чтобы обжаловать отказ проводить платежку, сначала обратитесь в банк. Нужно предоставить ему пояснения и подтверждающие документы.

В чем не прав банк. ЦБ разъяснил, что банк по требованию клиента обязан сообщить достаточный объем информации о причинах отказа (ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. 6.1 Положения ЦБ от 02.03.2012 № 375-П). Отсутствие этих данных мешает организациям отменить отказ (Методические рекомендации, утв. ЦБ 22.02.2019 № 5-МР).

Как действовать бухгалтеру. Чтобы отменить отказ, организация сначала должна обратиться в банк. Компания предоставляет в банк документы и пояснения, подтверждающие, что операция по расчетному счету законная. Если это не убеждает банкиров, то компания вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ (п. 13.4, 13.5 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Если неизвестно, почему у банкиров появились подозрения, то компании сложно предоставить им нужные документы или пояснения. Кроме того, в этом случае компания не сможет указать причину отказа в заявлении, которое направляет в комиссию при ЦБ (приложение № 2 к Указанию ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У).

Таким образом, если банк не сообщил причину отказа, потребуйте конкретизировать ее. Образец письма в банк.

Платежка
Платежка
Укажите реквизиты платежки, которую банк отказался проводить.
Причины отказа
Причины отказа
Напишите, что банк обязан сообщить причины отказа. Иначе компания не сможет его обжаловать.

Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word

Отказывают только из-за того, что компания в черном списке

Ситуация. Банкиры не проводят платежи или отказываются открывать счет только потому, что компанию включили в черный список. Такие случаи выявила комиссия ЦБ.

В чем не прав банк. Банк должен выяснить у компании детали операции, если считает ее сомнительной.

Как действовать бухгалтеру. Банкиры вряд ли признаются, что не проводят операцию только лишь из-за упоминания компании в черном списке. Соответственно, банк не сможет сообщить вам конкретную причину отказа. Поэтому можно воспользоваться образцом письма в банк о причине отказа в проведении операции. Если банк не ответит, обжалуйте отказ в комиссию при ЦБ.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Должен ли банк сообщать в Росфинмониторинг о том, что заблокировал компании Клиент Банк?
Банк должен сообщать в Росфинмониторинг об отказе провести платежку, а не о блокировке Клиент Банка.
Да.
Нет.