Как извлечь пользу из выволочки, которую устроил банкам ЦБ
- 1Блокируют Клиент Банк, не запрашивая пояснений
- Ссылайтесь на новые разъяснения ЦБ. Только не спутайте блокировку с отказом провести платежку
- 2Банк не проводит платежку и не объясняет почему
- Отправьте запрос о причинах отказа. Образец
- 3Отказывают в операции лишь потому, что компания в черном списке
- В чем не прав банк и как действовать бухгалтеру
Банки торопятся отключить Клиент Банк, как только заподозрят, что компания проводит незаконную операцию. Иногда даже не запрашивают у компании пояснения или документы. Между тем в этом случае банк сам действует некорректно. ЦБ раскритиковал банки за эти и другие нарушения. Читайте, как действовать, если ваш банк злоупотребляет полномочиями.
Заблокировали Клиент Банк, не запросив пояснения и документы
Ситуация. Банк не запрашивает у компании документы или пояснения, а сразу отключает Клиент Банк.
В чем не прав банк. Чтобы снизить число жалоб компаний по поводу Клиент Банка, ЦБ рекомендовал банкирам сначала запрашивать у клиентов документы и пояснения. Если после этого банк все-таки решил отключить Клиент Банк, то ЦБ рекомендует пояснить компании причины (Методические рекомендации, утв. ЦБ 22.02.2019 № 5-МР).
Формально кредитная организация ничего не нарушает, когда блокирует Клиент Банк. Ведь такое право банкиры закладывают в договор, который заключают с компанией. Или в отдельный документ — условия предоставления услуг. Клиент соглашается с этим документом, когда подписывает заявление об открытии счета. Более того, ЦБ уже давно рекомендует блокировать Клиент Банк, если банкиры выявляют сомнительные операции (письмо от 27.04.2007 № 60-Т).
Однако теперь при ЦБ создали межведомственную комиссию, которая рассматривает отказы банков проводить операции. Компании стали обращаться в комиссию из-за того, что банк отключил Клиент Банк. ЦБ разъяснил, что комиссия не должна разбирать такие вопросы. Ведь отключение Клиент Банка и отказ выполнять операцию — это не одно и то же. В чем разница — читайте в шпаргалке ниже.
Шпаргалка
В чем разница между отключением Клиент Банка и отказом провести платежку
1. При отказе выполнять операцию банк не исполнит ни электронную, ни бумажную платежку. При блокировке Клиент Банка банк не отказывается проводить платеж. Можно передать платежку на бумаге. | 2. Об отказе проводить платеж банк сообщает в Росфинмониторинг. В результате компанию включают в черный список. Данные о блокировке Клиент Банка банкиры в Росфинмониторинг не направляют. | 3. Отказ банка провести платежку компания вправе обжаловать в межведомственную комиссию при Банке России. Жалобу на блокировку Клиент Банка эта комиссия рассматривать не обязана. |
Когда банк отключает Клиент Банк, у компании есть возможность передать платежку на бумаге. И только если эту платежку банк откажется выполнять, компания вправе обжаловать это в межведомственную комиссию при ЦБ (п. 13.5 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Как действовать бухгалтеру. Если вам не сообщили, почему заблокирован Клиент Банк, сошлитесь на ЦБ. Образец письма — ниже.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
Не сообщают причину отказа
Ситуация. Банкиры часто не сообщают компании, по какой причине отказались проводить платеж или открыть расчетный счет (п. 5.2, 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Банк либо вообще не поясняет компании отказ, либо просто ссылается на Закон № 115-ФЗ.
Важная деталь
Чтобы обжаловать отказ проводить платежку, сначала обратитесь в банк. Нужно предоставить ему пояснения и подтверждающие документы.
В чем не прав банк. ЦБ разъяснил, что банк по требованию клиента обязан сообщить достаточный объем информации о причинах отказа (ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. 6.1 Положения ЦБ от 02.03.2012 № 375-П). Отсутствие этих данных мешает организациям отменить отказ (Методические рекомендации, утв. ЦБ 22.02.2019 № 5-МР).
Как действовать бухгалтеру. Чтобы отменить отказ, организация сначала должна обратиться в банк. Компания предоставляет в банк документы и пояснения, подтверждающие, что операция по расчетному счету законная. Если это не убеждает банкиров, то компания вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ (п. 13.4, 13.5 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Если неизвестно, почему у банкиров появились подозрения, то компании сложно предоставить им нужные документы или пояснения. Кроме того, в этом случае компания не сможет указать причину отказа в заявлении, которое направляет в комиссию при ЦБ (приложение № 2 к Указанию ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У).
Таким образом, если банк не сообщил причину отказа, потребуйте конкретизировать ее. Образец письма в банк.
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
Отказывают только из-за того, что компания в черном списке
Ситуация. Банкиры не проводят платежи или отказываются открывать счет только потому, что компанию включили в черный список. Такие случаи выявила комиссия ЦБ.
В чем не прав банк. Банк должен выяснить у компании детали операции, если считает ее сомнительной.
Как действовать бухгалтеру. Банкиры вряд ли признаются, что не проводят операцию только лишь из-за упоминания компании в черном списке. Соответственно, банк не сможет сообщить вам конкретную причину отказа. Поэтому можно воспользоваться образцом письма в банк о причине отказа в проведении операции. Если банк не ответит, обжалуйте отказ в комиссию при ЦБ.
за правильный ответ