ещё
свернуть
Все статьи номера
14
Июль 2019года
Налоги, бухучет и взносы
Путевой лист

Лазейки, чтобы учесть расходы по неидеальным путевым листам

Минтранс напугал компании, что нужно оформлять путевой лист на каждый рейс и ставить отметки о техосмотре и медосмотрах. Выполнить это требование ведомства непросто. Но есть случаи, когда компания может воспользоваться лазейкой, если не поставила отметки о техосмотре и медосмотрах или оформила один путевой лист на несколько рейсов.

Нет отметок о медосмотрах

Важная деталь

Не обязательно проходить медосмотр сотрудникам, которые управляют служебной машиной, но не числятся водителями.

Есть компании, которые не ставят отметки о медосмотрах. Иногда можно избежать штрафа, если работник не прошел предрейсовый и послерейсовый медосмотры. В таком случае все равно заполните путевой лист, хоть и без отметок о медосмотрах. Ведь путевой лист может понадобиться компании и водителю.

В некоторых случаях компания может учесть расходы на топливо по путевому листу, в котором нет отметок о прохождении медосмотра. Не важно, что данные отметки являются обязательными реквизитами путевого листа. Речь про ситуацию, когда компания учитывает расходы связанные с эксплуатацией личного автомобиля сотрудника, который он использует в служебных целях.

Чтобы учесть расходы, компания должна подтвердить их реальность. Отсутствие отметок о медосмотрах еще не говорит о том, что поездка работника фиктивная. Помимо путевого листа компания может также представить другие документы, подтверждающие расходы (письмо Минфина от 09.02.2016 № 03-03-07/6701). Например, чеки, служебные задания, приказы, авансовые отчеты.

Использовать служебный транспорт может директор, менеджер или любой другой сотрудник, в обязанности которого не входит управление автомобилем. Например, бухгалтер на служебном автомобиле отправился в банк. Таким сотрудникам не нужно проходить медосмотры. Если будут споры с проверяющими, доказать свою позицию можно в суде (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

А вот работники, которых наняли как водителей, обязаны проходить медосмотры (ст. 213 ТК, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Проводить медосмотры можно разными способами. Например, заключить договор с медцентром, у которого есть лицензия на право освидетельствования водителей. Тогда медработник сможет принимать водителей либо в медцентре, либо в офисе компании. Крупные компании организовывают собственный медпункт. Проводить медосмотры может любой работник с медицинским образованием.

Важная деталь

Унифицированная форма путевого листа для легковых автомобилей не содержит обязательных реквизитов о медицинском и техническом осмотре.

Если водитель, который перевозит пассажиров или грузы, не пройдет предрейсовый или послерейсовый осмотр, ГИБДД и Минтранс вправе оштрафовать компанию на 30 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).

Нет отметки о техосмотре

Есть лазейка и на случай, если в путевом листе не поставили отметку о техосмотре. Некоторые проверяющие считают, что организации, которые используют легковые автомобили для своих нужд, не обязаны проводить техосмотр. Есть и судебная практика в пользу организаций (определение Верховного суда от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321). Судьи считают, что компании обязаны ставить отметки о техосмотре только при перевозке грузов или пассажиров.

Один лист на несколько рейсов

Минтранс издал приказ, что с 1 марта 2019 года путевой лист нужно оформлять на один рейс или одну смену, если на нее приходится несколько рейсов (приказ от 21.12.2018 № 467). Документооборот у многих компаний вырос в разы. Ранее можно было оформлять путевой лист на срок от одного дня до месяца. Водитель мог ездить в разные рейсы и смены и использовать один путевой лист.

Срок

Безопасно оформлять в одном путевом листе несколько рейсов, если будете заполнять обязательные реквизиты для каждого рейса.

Но некоторые компании продолжают оформлять путевые листы по старинке. То есть указывают в одном путевом листе несколько рейсов или смен. Проверяющие не станут придираться к таким путевым листам. И вот почему. Новые правила Минтранса наделали много шума, компании стали возмущаться и задавать вопросы. Тогда ведомство опубликовало письмо с послаблениями (письмо Минтранса от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ). В нем чиновники разъяснили, что компании вправе оформить один путевой лист на несколько рейсов. Это при условии, что при каждом рейсе будут стоять показания одометра, даты и время выезда и заезда транспортного средства на парковку, отметки техосмотра и медосмотров. Кроме того, нельзя менять сведения о ранее внесенных рейсах.

Таким образом, если компания предусмотрит в форме путевого листа возможность вносить все обязательные реквизиты при каждом рейсе, можно оформлять один путевой лист на несколько рейсов или смен.

Шпаргалка

Обязательные реквизиты путевого листа

1. Наименование, номер, срок действия путевого листа.
2. Сведения о водителе: Ф. И. О., отметка проведения предрейсового и послерейсового медосмотров.
3. Сведения о транспортном средстве: тип, модель, государственный регистрационный знак, показания одометра при выезде и заезде на стоянку, дата и время выезда и заезда на стоянку, отметка о проведении техосмотра.
4. Сведения о собственнике: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН.