
Как правильно выбрать контрагентов, чтобы в 2020 году избежать доначислений
Про список требований при выборе контрагентов рассказал партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх на очередном вебинаре «Главбуха». Чего точно не стоит делать в 2020 году, чтобы избежать обвинений налоговиков и неприятных доначислений.
АЛЕКСЕЙ АРТЮХ — партнер юридической компании Taxology. Получил высшее юридическое и высшее экономическое образование в Сибирском федеральном университете (Красноярск). Изучал основы немецкого права в Университете г. Пассау (Германия). Повышал квалификацию в Школе права Линкольна (США). Работал юристом в крупнейших металлургических холдингах. С 2009 года занимается сопровождением налоговых проверок, разрешением налоговых споров, налоговым планированием.

Как сэкономить на налогах — сегодня уже не особо волнует предприятия. Главная проблема сейчас — как заплатить налоги так, чтобы их не доначислили. Тем более что налоговики повадились взыскивать миллионные долги компаний именно с главбухов. Поэтому очень важно не забывать про требования к подбору контрагентов. Ведь обосновывать свой выбор контрагента компаниям приходится и в налоговой, и в суде.
К чему придираются проверки
Фиктивность сделки. То есть когда в документах отразили то, чего на самом деле не было или в договоре указали одного исполнителя, а сделку исполнила совсем другая компания (ст. 54.1 НК). Если это обнаружат, то налоговики обязательно снимут расходы.
Недобросовестность исполнителя. Проверка запросит первичку у контрагентов и допросит их руководителей. Могут также провести экспертизу подписей на документах. А еще оценят процедуру проверки контрагента, которую вы провели перед тем, как заключить с ним договор. В любом случае придется доказывать, что ваш исполнитель добросовестный. Иначе расходы по таким договорам не дадут учесть.
Как избежать придирок
Чтобы доказать налоговикам, что компания проявила осмотрительность при выборе контрагента, необходимо обосновать этот выбор. Для этого заранее соберите доказательства, что компания выбрала контрагента по тем же критериям, по которым выбирает всех остальных. Из документов должно быть видно, каким образом оценивали условия сделки, платежеспособность контрагента, его деловую репутацию. Перед заключением договора убедитесь, что у контрагента достаточно оборудования и персонала. К примеру, запросите у него штатное расписание и бухгалтерскую отчетность (письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547).
Поэтому цена не должна быть главным критерием, обосновывающим выбор контрагента. Иначе инспекторы решат, что компания заключила сделку не ради коммерческой выгоды, а для налоговой экономии. В таких ситуациях судьи поддерживают инспекторов.
Чтобы снизить риски, утвердите единую корпоративную политику подбора контрагентов. Потребуйте от менеджеров, юристов и других ответственных сотрудников соблюдать ее. Что должно быть в такой политике.
Политика выбора контрагентов
Компания может проверять контрагентов по аналогии со «светофором» ФНС. Для этого распределите своих контрагентов по категориям риска. Критерии оценки контрагентов смотрите в таблице. Проверять их нужно не только перед заключением сделки. Безопаснее делать это периодически, например ежегодно. Ведь с момента подписания договора обстоятельства могли измениться. Такую же проверку проводите, если перезаключаете договор. При каждой проверке сохраняйте скриншоты, отчеты, документы, которые подтвердят вашу осмотрительность.
Таблица. Оценка контрагентов
Уровень риска | Типовые ситуации |
---|---|
Низкий уровень риска | У компании с контрагентом устойчивые деловые отношения более двух лет |
За период сотрудничества к контрагенту не было претензий | |
Если контрагент новый, то он должен входить в рейтинг 200 крупнейших компаний в России по версии любого из ведущих деловых изданий. Например, РБК или Forbes | |
Средний уровень риска | Контрагент учрежден менее двух лет назад, в том числе в результате реорганизации |
Контрагент работает на спецрежиме или контрагент — ИП | |
Контрагент осуществляет обязательства с помощью третьих лиц | |
У компании нет сайта | |
Минимальный уставный капитал | |
Высокий уровень | Компания работает в сфере строительства, транспорта и не относится к контрагентам с низким уровнем риска |
Штат компании состоит из двух человек и менее помимо директора и бухгалтера | |
У компании нет рекомендаций от других контрагентов или иной информации об опыте работы | |
Компания сдает нулевую отчетность | |
В отношении компании начали процедуру банкротства |
Где искать информацию о контрагентах
Прежде чем распределить контрагентов по уровням риска, нужно собрать информацию. Где ее брать, смотрите ниже.
1. Данные контрагента. Перед сделкой запросите данные у контрагента и изучите их. Обязательно запросите налоговую и бухгалтерскую отчетность, справку о фактическом местонахождении. Весь перечень документов.
2. Рекомендации других участников рынка. Поинтересуйтесь у ваших потенциальных контрагентов, с кем они ранее сотрудничали. Проанализируйте эту информацию. Свяжитесь с их предыдущими заказчиками и спросите, выполнял ли ваш потенциальный партнер свои обязательства, были ли нарушения с его стороны.
3. Отраслевые рейтинги и сайты лицензирующих органов. Если контрагент предоставил разрешения или лицензии, проверьте их. Ведь он мог подсунуть фальшивку. К примеру, лицензию на образовательную деятельность можно проверить на сайте Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru.
4. Поисковые системы. В любой поисковой системе введите название или ИНН компании. Изучите страницы, на которых упомянут контрагент. Возможно, вы натолкнетесь на отзывы других компаний или физлиц.
5. Сервисы проверки. В сервисе по проверке контрагента «Главбух Контрагенты» изучите сведения о налогах, финансовую отчетность, сведения об исках, бенефициарах и др. Сравните, сходится ли эта информация с данными, которые предоставил о себе контрагент.
6. Сайт ФНС. Скачайте выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС nalog.ru и проверьте регистрационные данные. Посмотрите, не входит ли компания в реестры недобросовестных поставщиков.
7. Личные встречи. Не заключайте сделку вслепую. Встретьтесь с контрагентом, желательно в его офисе. Посмотрите, сколько работников находятся в офисе, в каком режиме контрагент работает, по какому адресу. Если для сделки нужны основные средства, например склады, станки или машины, организуйте встречу и убедитесь, что они есть не только на бумаге.
Какие документы запрашивать перед сделкой
1. Налоговая и бухгалтерская отчетность, в том числе с анализом маржинальности деятельности поставщика.
2. Лицензии, разрешения, сертификаты.
3. Состояние расчетов с бюджетом, в том числе суммы уплаченных налогов.
4. Справка о численности и активах.
5. Справка о фактическом местонахождении с подтверждением.
6. Рекомендательные письма.
7. Электронная переписка.
8. Сведения об интернет-сайте.
9. Подтверждение наличия возможности исполнить договор.
10. Полномочия подписантов.
