Теперь налоговая должна реже блокировать счета — будет ли меньше проблем (актуально на 14 апреля)
Новое от 6 апреля. Как изменились блокировки за долги в апреле
Как изменятся блокировки за долги в мае
У налоговиков также появились новые права в отношении долгов.
На заметку
Новые права инспекторов с 1 апреля 2020 года
1. Налоговики вправе сообщать о задолженности по смс или электронной почте, но не чаще раза в квартал и если компания дала на это согласие (п. 7 ст. 31 НК) | 2. Если инспекторы не смогли взыскать с компании или ИП недоимку более 1 млн руб. в течение 10 рабочих дней, они вправе запросить документы и информацию об имуществе и обязательствах. Также налоговики вправе осмотреть помещения компании при наличии ее согласия (п. 1 ст. 92, п. 2.1 ст. 93.1 НК). Но до 1 мая проводить осмотры налоговики не будут. |
За что еще могут заблокировать счет
Инспекторы вправе заморозить счета не только из-за долгов. Операции по счету могут приостановить, например, если компания не сдаст декларацию или расчет по взносам. Также у налоговиков есть право заморозить счет, если компания не отправит квитанцию о приеме электронного требования сдать документы, пояснения или уведомление о вызове в инспекцию (п. 3 ст. 76 НК). Такие блокировки приостановили до 1 июня (постановление Правительства от 02.04.2020 № 409).
Если налоговики заморозили счет еще до того, как Правительство отложило блокировки, посмотрите почему — инспекторы указывают это в решении, — и исправьте ситуацию. Например, если инспекторы не получили отчетность, сдайте ее. Полный перечень ситуаций, когда счет вправе заблокировать и рекомендации по разблокировке, — в таблице.
Если компания устранила причину блокировки, налоговики не позднее следующего рабочего дня должны принять решение о разблокировке. Еще один рабочий день есть у налоговиков, чтобы направить решение в банк (п. 4 ст. 76 НК). Но на практике эти правила часто нарушают. Бывает, что добиться разблокировки удается, как ни странно, только с помощью жалобы в банк.
История из практики в шести действиях. Как сработала жалоба в банк Истории из практикиСкрыть
Завязка: компания переходила из одной ИФНС в другую. За неуплату налога на упрощенке первая налоговая заблокировала счет, хотя к этому моменту компания уже перечислила деньги.
1. Мы написали заявление на разблокировку в новую налоговую. Нас отправили в прежнюю ИФНС, мол, только там могут снять блокировку. А прежняя утверждает, что все документы передала в новую и ничего сделать не может.
2. Направили жалобу в УНФС на бездействие должностных лиц. Тут же позвонила инспектор и попросила отозвать жалобу. Инспектор порекомендовала написать еще одно заявление с волшебной формулировкой: «просим снять блокировки с расчетного счета и внести об этом информацию в Банк Информер». Так и сделали, но не помогло.
3. Еще одна жалоба в УФНС. В ответе нам сообщили, что приняли решение о разблокировке. По факту воз и ныне там. Налоговики сказали, что во всем виноват банк, который прошляпил решение.
4. Связались с персональным менеджером банка, попросили разыскать решение о разблокировке. Менеджер поискал, но ничего не обнаружил. По словам менеджера, налоговая часто говорит, что отменила решение, но ничего не делает. Пусть инспекторы скажут название файла с электронным решением, если оно действительно есть.
5. Обратились к инспектору, но название файла с электронным решением она сообщить не смогла. Зато сказала, что может выслать нам текст решения. Выслала. Мы передали его в банк. Но банк его не принял. Банк утверждает, что счет можно разблокировать только электронно. А инспекция отвечает, что электронно у них все разблокировано.
6. Новая жалоба — теперь в банк, причем следующую пообещали направить в ЦБ. Банк поговорил с инспекторами и все-таки принял бумажное решение о разблокировке. Блокировку сняли — через год после уплаты налога!
Как быть, если инспекторы заморозили счет незаконно
Налоговики могут заблокировать счет незаконно либо затянуть разблокировку. Как действовать в этом случае? Свяжитесь с инспекцией. Иногда удается решить проблему по телефону. Например, в случае технического сбоя. Бывает, что помогает только письменное заявление о разблокировке.
Если счет все же не разблокировали, обращайтесь в УФНС. Компания направляет жалобу через ИФНС, поэтому ваши инспекторы ее увидят и могут сразу урегулировать ситуацию. Сработать может даже не жалоба, а письмо о разблокировке, которое отправили сразу в два адреса — руководителю инспекции и в УФНС.
История из практики в восьми действиях. Как инспекция не могла разблокировать счет 10 месяцев, а потом сделала это за неделю
Завязка: инспекция заблокировала счет предпринимателя на 27 000 руб.
1. Долг уплатили, но решение о блокировке почему-то не отменилось.
2. Я отправила письмо в налоговую с просьбой снять блокировку. В ответе инспекция сообщает, что сделала это еще месяц назад.
3. Обратилась в банк. Сотрудник банка порекомендовал запросить название файла, в котором инспекция отменила решение, чтобы найти его в базе данных банка.
4. Написала очередное послание налоговикам и попросила выслать имя электронного файла о разблокировке. Но инспекция в ответ не может ничего сообщить, потому что проводятся «длительные регламентные технологические работы по возобновлению операций по счетам в банках».
5. Пришлось отправиться в налоговую. Инспектор согласилась написать на бумаге вручную адреса всех решений по разблокировке счета ипэшника, которые когда-либо отправляли в банк. Я передала эти ценные данные в банк.
6. Новая проблема: выясняется, что файлы, которые назвала инспектор, не имеют отношения к конкретной разблокировке. Более того, в адресах файлов — код другого банка! Попросила банк подтвердить все это в письме, чтобы показать его инспекторам.
7. Я вновь посетила ИФНС. Инспектор признала, что действительно файлы ошибочные. Но нет возможности послать повторно в банк правильный. И вообще она не может найти этот файл «по причине его отсутствия и длительных технологических работ» в ИФНС.
8. Всю эту эпопею я изложила в новом письме — теперь уже начальнику ИФНС. А для верности копию письма отправила в УФНС по г. Москве. И зря не сделала так раньше, потому что блокировку сняли за неделю. Итог: 10 месяцев ИФНС была не состоянии отменить блокировку.
За незаконную блокировку компания вправе потребовать проценты по ключевой ставке (п. 9.2 ст. 76 НК). Также можно попробовать взыскать с налоговиков убытки, которые возникли из-за незаконной блокировки.
История из практики в четырех действиях. Как компания превратила 1 копейку в 74 000 рублей
Завязка: налоговики потребовали уплатить недоимку по пенсионным взносам — 1 копейка, медицинским взносам — столько же и пени 31,07 руб.
1. Компания перечислила деньги, но указала КПП не той инспекции. Налоговики сами уточнили платеж, но при этом сделали другую ошибку — неверный КБК по пенсионным взносам. Из-за этого у компании осталась задолженность на 1 копейку. Инспекторы заблокировали счета.
2. Из-за блокировки банк отказался открыть компании депозит.
3. Компания направила жалобу в УФНС и блокировку признали неправомерной.
4. Организация обратилась в суд, чтобы взыскать с инспекции неполученный доход — проценты по вкладу в сумме 74 000 руб. Налоговикам пришлось возместить компании эту сумму.
Когда налоговики вправе заблокировать счет
В какой ситуации налоговики вправе заморозить счет | Как разблокировать счет |
---|---|
Компания не уплатила налоги, взносы, пени или штрафы по требованию. (Такие блокировки приостановили до 1 мая) | Можно ничего не предпринимать. Банк спишет недоимку со счета, и налоговики его разблокируют (п. 8 ст. 76 НК). Второй вариант: узнать в банке, получил ли он инкассовое поручение. Если нет, то компания может оперативно уплатить задолженность и сообщить об этом налоговикам, чтобы они не списали деньги еще раз |
Компания не сдала декларацию, 6-НДФЛ или расчет по взносам и со срока сдачи прошло 10 рабочих дней. (Такие блокировки приостановили до 1 июня) | Отправьте декларацию, 6-НДФЛ или расчет по взносам в инспекцию (подп. 1 п. 3.1, 3.2 ст 76 НК) |
Организация на общей системе сдала декларацию по НДС на бумаге (п. 5 ст. 174 НК). (Такие блокировки приостановили до 1 июня) | Направьте декларацию в электронном формате через спецоператора |
Компания, которая обязана отчитываться в электронном формате, не отправила квитанцию о приеме требования сдать документы, пояснения или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК). Выслать квитанцию нужно в течение шести рабочих дней с даты, когда инспекция направила требование или уведомление (п. 5.1 ст. 23 НК). (Такие блокировки приостановили до 1 июня) | Отправьте квитанцию о приеме документа. Если даже квитанцию не направить, налоговики должны разблокировать счет, когда компания выполнит требование инспекции. То есть сдаст документы, пояснения или направит в инспекцию представителя компании (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК) |
Компания, которая обязана отчитываться в электронном формате, не обеспечила получение электронных документов от инспекции. (Такие блокировки приостановили до 1 июня) | Заключите договор с оператором. Или поручите получать документы представителю, у которого есть договор с оператором и ключ подписи (подп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК) |
Инспекторы доначислили налоги по итогам проверки и запретили компании отчуждать имущество. Налоговики вправе заблокировать счет, если решение по проверке не вступило в силу, а стоимость имущества в бухучете меньше доначислений (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда от 14.04.2015 № 305-КГ14-5758). (Выездные проверки приостановили до 1 июня) | Уплатите недоимку, пени и штрафы, которые указаны в решении по проверке. Либо попросите налоговиков заменить блокировку банковской гарантией, залогом или поручительством (п. 11 ст. 101 НК) |
Еще два изменения в блокировках
Суть изменения | Когда вступает в силу |
---|---|
Задолженность по зарплате теперь могут списать со счета компании | |
Трудовые инспекторы вправе принять решение о взыскании с компании невыплаченной зарплаты. Сначала инспекторы направят предписание устранить нарушение. Если организация его проигнорирует, инспекторы примут решение о взыскании задолженности по зарплате. После того, как компания получит этот документ, можно в течение 10 календарных дней обжаловать его в суде. Если этот срок истек и зарплату не выплатили, решение направляют приставам. Если компания получит постановление приставов и не уплатит долг в течение пяти рабочих дней, его спишут со счетов в банке (ст. 360.1 ТК, ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ) | С 13 декабря 2019 года |
Банки будут блокировать платежи по новым правилам | |
ЦБ разработал проект нового перечня критериев, по которым банки выявляют сомнительные операции. Например, банк посчитает подозрительным, когда с одного IP-адреса ведут расчеты по счетам разных организаций. А ситуацию, когда компания проводит операцию по счету несмотря на высокие комиссии, исключат из перечня сомнительных | С 1 апреля 2021 года |