ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Апрель 2020года
Отчетность
Подтверждение основного вида деятельности

Еще успеваете подтвердить основной вид деятельности в ФСС (актуально на 14 апреля)

До 6 мая включительно можете сдать в ФСС документы об основном виде деятельности за 2019 год. Фонд официально перенес срок сдачи по причине распространения коронавируса. Мы выяснили, какие у фонда сейчас требования к оформлению документов. Следуйте инструкции.

Новое от 14 апреля. ФСС подтвердил, что подтвердить основной вид деятельности за 2019 год компании вправе до 6 мая включительно (письмо ФСС от 13.04.2020 № 02-09-11/06-06-8452). Правила о переносе сроков прямо не прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В ГК сказано, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК). Значит, срок переносится на 6 мая. ФСС согласовал свою позицию с Минтрудом, так что споров быть не должно. Однако если ваша компания продолжает работать в объявленные Президентом нерабочие дни, документы безопаснее сдать в обычный срок, не позднее 15 апреля.

Шаг 1. Определите, какой вид деятельности основной

Основной вид деятельности для взносов на травматизм тот, по которому получаете больше всего доходов. Определите его самостоятельно ( п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713). Для этого используйте формулу:

Сведения о доходах возьмите из данных бухучета за 2019 год. Распределите доходы от реализации исходя из того, к какому виду деятельности они относятся ( п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства № 713). Внереализационные доходы в расчет не берите. Проценты по займам, курсовые разницы, штрафы и неустойки от контрагентов за неисполнение договоров и другие подобные доходы в расчетах не участвуют. Они не относятся к какому-либо конкретному виду деятельности компании. Поэтому и на результат не влияют. Это нам подтвердили в ФСС. Исходя из результата, определите, какой из видов деятельности для вашей компании основной. Запишите процентные соотношения. Они понадобятся, когда будете заполнять документы для фонда.

Пример. Как рассчитать основной вид деятельности компании

Общие доходы ООО «Компания» за 2019 год составили 9 600 000 руб. По видам деятельности они распределены так: производство мебели, кроме изготовленной по индивидуальному заказу (ОКВЭД 31.09.1), — 5 845 000 руб.; производство игр и игрушек (ОКВЭД 32.40) — 984 000 руб.; производство прочих деревянных изделий (ОКВЭД 16.29.1) — 2 771 000 руб. Бухгалтер рассчитал, какая доля доходов относится к каждому из видов деятельности. В итоге получилось, что самая большая доля у производства мебели — 60,89 процента (5 845 000 ₽ : 9 600 000 ₽ × 100%).
Тариф, который утвердит фонд, будет зависеть от ваших расчетов. Поэтому важно вовремя представить в ФСС подтверждение основного вида деятельности, иначе рискуете переплатить взносы на травматизм. Срок предоставления документов продлили до 6 мая (письмо ФСС от 13.04.2020 № 02-09-11/06-06-8452).

Если вышло так, что сразу по нескольким видам деятельности получился одинаковый удельный вес доходов, просто выбрать любой нельзя. Вам придется определить, какой из них имеет более высокий класс риска (п. 14 Правил, утв. постановлением Правительства № 713). Как это сделать — в шаге 5. Не торопитесь считать удельный вес доходов, если у вашей компании есть обособленные подразделения. В этом случае расчеты имеют особенности. О них читайте далее.

Основной вид деятельности определяйте
исходя из доходов от реализации. В правилах
расчета речь идет об удельном весе доходов
в общем объеме выпущенной продукции,
оказанных услуг и выполненных работ.

АЛЕВТИНА ЗАХАРОВА,
начальник отдела администрирования
страховых взносов ГУ-СПб РО ФСС

Шаг 2. Определитесь с обособками

По обособленным подразделениям, которые самостоятельно платят взносы на травматизм, основные виды деятельности определите отдельно. То есть рассчитайте удельный вес по отдельности для головной организации и по каждому такому допофису (п. 8 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития № 55). Вы вправе установить отдельный тариф даже для обособки, которая не платит страховые взносы самостоятельно. Для этого нужно, чтобы подразделение вело деятельность, которая для организации не основная. Важно, чтобы у допофиса был отдельный баланс. Удостоверьтесь, что сдали 4-ФСС по таким подразделениям, а также погасили все задолженности, пени и штрафы по страховым взносам. Также понадобится заполнить дополнительный документ. Об этом — далее.

Не забудьте сдать СЗВ-ТД за март. Вот рекомендации

Шаг 3. Заполните документы

Комплект документов для подтверждения основного вида деятельности зависит от статуса компании. Для тех, кто относится к малым предприятиям, обязательных документов два — справка-подтверждение и заявление (п. 3 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития № 55). Наглядные образцы ниже. Для того чтобы заполнить эти документы, понадобятся процентные соотношения доходов по разным видам деятельности, которые рассчитали в шаге 1. Компаниям, которые не имеют статуса малого предприятия, в дополнение к справке и заявлению понадобится копия пояснительной записки к балансу за предыдущий год (п. 3 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития № 55).

Для обособленных подразделений список документов тот же, что и для головных подразделений. Исключение — если подаете документы на отдельный тариф для допофиса, который не платит взносы. В таком случае понадобится заявление о выделении обособленного подразделения в самостоятельную классификационную единицу (приложение № 3 к Порядку, утв. приказом Минздравсоцразвития № 55). Дополнительно приложите копии документов о том, что вид деятельности подразделения не совпадает с основным по организации. Это могут быть, к примеру, положение о подразделении или приказ об учетной политике.

На заметку

Что будет, если не сообщите в ФСС об основной деятельности

Если сотрудники фонда не увидят вовремя ваши документы, то установят тариф самостоятельно. Для этого возьмут все виды деятельности, которые заявлены у компании в ЕГРЮЛ. Из них выберут тот, у которого самый высокий тариф. По этой ставке и придется платить компании. Действительно ли вы ведете эту деятельность или она просто числится в реестре, сотрудников фонда не волнует (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства № 713).Оспорить решение ФСС удается, если отправку документов просрочили всего на пару дней (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2018 № А43-15392/2017). Но даже если сильно задержали подтверждение и фонд уже установил максимальный тариф, у вас есть право его обжаловать. Суды встают на сторону компаний при условии, что они все же отправили документы в фонд, пусть и с опозданием (определение Верховного суда от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969).

Регистрационный номер в ФСС
Регистрационный номер в ФСС
Если под рукой нет регистрационного номера, его можно узнать онлайн на сайте portal.fss.ru во вкладке «Страхователь». Для этого достаточно ввести ИНН компании.
Код по ОКВЭД
Код по ОКВЭД
Укажите код ОКВЭД2, который соответствует основному виду деятельности компании.
Адрес
Адрес
Адрес поставьте тот же, что и в ЕГРЮЛ. Не забудьте про индекс.
Численность
Численность
Данные о численности в графе 6 указывают только некоммерческие организации

Шаг 4. Подайте сведения в ФСС

Отправить документы в фонд можно как на бумаге, так и в электронном виде. Но у каждого из этих способов есть особенности.

Бумажные документы. Если решили сдавать документы на бумаге, у вас два варианта. Первый — отправить их по почте. Для этого используйте заказное или ценное письмо. В этом случае у вас будет подтверждение даты отправления. Второй вариант — лично представить документы. Для этого отвезите их в клиентские центры ФСС. Они работают без территориальной привязки, то есть можете обратиться в любой из них. Однако безопаснее все же заранее позвонить и уточнить, принимает ли выбранный вами центр сейчас документы.

Электронные документы. Отправить документы в электронном виде можно только через портал Госуслуг (gosuslugi.ru). Для этого руководитель компании должен получить усиленную квалифицированную электронную подпись и пройти регистрацию на портале. Выберите на сайте услугу «Подтверждение вида деятельности в ФСС» и действуйте по инструкции портала.

Шпаргалка

Что делать, если обнаружили ошибку в документах

Когда ошибка привела к тому, что фонд занизил тариф, безопаснее сообщить об этом. Ведь если сотрудники фонда придут в компанию с проверкой, то решат, что вы намеренно указали в документах неправильные цифры. Вам не только доначислят взносы, но и пени, а также штраф — 20 процентов от недоплаченной суммы (ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если же из-за ошибки тариф завысили, то обращаться в фонд бесполезно. Уточненных форм не предусмотрено. Единственный вариант для компании — потребовать пересмотра тарифа через суд (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.09.2017 № Ф05-12708/2017).

Шаг 5. Дождитесь ответа от фонда

Фонд обязан дать ответ о тарифе компании в течение 14 календарных дней после того, как получит документы. Для тарифов по обособкам — срок больше. У фонда 27 рабочих дней, чтобы вместе с территориальным отделением рассмотреть документы, и две недели — чтобы известить о результатах организацию (п 4, 9 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития № 55). До того как получите из фонда подтверждение тарифа, платите взносы на травматизм исходя из цифр за прошлый год. Если ФСС утвердит компании другую ставку для взносов, их понадобится пересчитать с начала 2019 года. Когда новый тариф больше, то разницу придется доплатить. Но пеней не будет. Новый тариф меньше прошлогоднего? Зачтите переплату в счет предстоящих платежей по взносам.

Тариф страховых взносов на травматизм фонд устанавливает самостоятельно. Компания лишь представляет сведения об основном виде деятельности. Какому классу риска соответствует эта деятельность, определяют сотрудники фонда (Классификация, утв. приказом Минтруда от 30.12.2016 № 851н). Каждому классу соответствует свой тариф страховых взносов (Федеральный закон от 31.12.2017 № 484-ФЗ). Так как итоговый тариф устанавливает фонд, не исключены ошибки. Когда придет ответ, проверьте, правильные ли в нем цифры. Если обнаружите несоответствие, обратитесь в ФСС с претензией.