ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Май 2020года
Налоги, бухучет и взносы
Налоговая экономия

Легкие способы налоговой экономии. Используйте без риска

У вас есть возможность сэкономить налог на прибыль. Воспользуйтесь легкими и безрисковыми способами. Высвободившиеся средства сможете пустить на зарплату сотрудникам и выплату долгов поставщикам. Подробнее об этих способах — в статье.

Создайте резерв по сомнительным долгам

Важная деталь

Резерв по сомнительным долгам безопаснее предусмотреть в учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам позволяет заранее учесть возможные убытки по безнадежным задолженностям контрагентов. Это выгодно, так как не придется ждать момента, когда долг признают безнадежным и его можно будет списать в обычном порядке (п. 3 ст. 266 НК).

В расходы вы вправе включить половину от суммы долга, просрочка по которому составила от 45 до 90 дней. Если контрагент задерживает платеж больше чем на 90 дней, то за счет резерва сможете учесть всю сумму долга с учетом НДС. Но помните о лимите. По итогам отчетных периодов это наибольшая из двух величин на ваш выбор: 10 процентов от выручки либо за предыдущий налоговый период, либо за текущий отчетный период (п. 4 ст. 266 НК).

Многие компании не создают резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. Ведь это не обязанность компании, в отличие от аналогичного резерва в бухучете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Как оформить. Возможность использовать резерв по сомнительным долгам пропишите в учетной политике для целей налогообложения. Но помните, что менять ее можно только с начала нового налогового периода (ст. 313 НК). Поэтому изменения внесите задним числом, с 1 января. Если это невозможно, вы можете формировать резерв и без отражения в учетной политике. Некоторые суды признают, что это не обязательно (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № А53-23595/2014). Но в таком случае будьте готовы к возможным претензиям со стороны проверяющих.

Перепроверьте дебиторскую задолженность

Проведите ревизию дебиторской задолженности. Это позволит выявить долги с истекшим сроком, которые можно будет списать в расходы и снизить налог на прибыль (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК).

Важная деталь

Долги с истекшим сроком исковой давности можно списать в расходы по налогу на прибыль.

Списать можно задолженность, у которой истек срок исковой давности (письмо Минфина от 09.11.2018 № 03-03-06/2/80503). Обычно это три года после окончания срока исполнения обязательства. Но есть и другой случай: контрагент обанкротился или самостоятельно ликвидировался до истечения этого срока. Тогда задолженность можно списать на дату исключения организации из ЕГРЮЛ (письмо Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813). Проверьте, нет ли таких компаний среди ваших должников. Это позволит признать больше расходов.

Как оформить. Проведите инвентаризацию долгов, составьте акт. Приложите первичку, подтверждающую наличие долга. Это могут быть, к примеру, товарные накладные, акты, платежки. Для обоснования расчета срока давности составьте бухгалтерскую справку. Подпишите у директора приказ на списание задолженности. Образец — ниже.

Проведите внеплановую инвентаризацию

Внеплановая инвентаризация позволит вам выявить порчу, истечение срока годности или недостачу товаров на складе. Стоимость таких позиций сможете учесть в составе внереализационных расходов, если невозможно определить виновное лицо или причина недостачи — форс-мажорные обстоятельства (ст. 265 НК).

Важная деталь

Отсутствие виновных лиц нужно подтвердить официальным документом.

Как оформить. Издайте приказ об инвентаризации, в котором установите содержание проверки, ее объем, порядок и сроки. Для этого вы вправе использовать как самостоятельно разработанный бланк, так и унифицированную форму № ИНВ-22 (утв. постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88). По итогам инвентаризации оформите ведомость по форме № ИНВ-26 или на собственном бланке. Составьте приказ руководителя об учете недостачи.

Отсутствие виновных лиц подтвердите документом уполномоченного ведомства. Это может быть, к примеру, постановление о прекращении уголовного дела в связи с невозможностью установления виновного лица, выданное полицией. Утрату в результате форс-мажорных обстоятельств также подтвердите официальным документом. Например, в случае пожара подойдет справка из противопожарной службы МЧС.

Подпишите акт сверки с контрагентом

Проинвентаризируйте свою кредиторскую задолженность. Проверьте, нет ли долгов, по которым подходит к концу срок исковой давности. Обычно это три года с даты, когда закончился срок исполнения обязательства (ст. 196, п. 2 ст. 200 ГК). Если этот срок закончится, вы будете обязаны включить долг в состав налоговых доходов (п. 18 ст. 250 НК). А значит, заплатите больше налога на прибыль. Однако этого можно избежать, если подпишете с контрагентом акт сверки задолженности (письмо Минфина от 19.07.2011 № 03-03-06/1/426).

Как оформить. Свяжитесь с контрагентом и предложите ему составить акт сверки. Подробно распишите в нем основания возникновения задолженности. Подготовьте документы, на основании которых она возникла. Подписи на готовом акте должны поставить руководители или другие уполномоченные на это лица обеих компаний.

На заметку

Рассчитайте убытки на аннулированные заказы

В условиях кризиса ваш покупатель может отказаться от работ или услуг, когда вы уже начали их выполнять. Например, из-за риска того, что не сможет вовремя перечислить вам оплату. В таком случае не забудьте рассчитать стоимость убытков на аннулированные производственные заказы. Эту сумму сможете признать в расходах по налогу на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК).