ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Май 2020года
Налоги, бухучет и взносы
Антикризисные льготы

Как бухгалтеру учесть субсидии, отсрочки и другие антикризисные льготы

Компании и ИП в связи с кризисом получают бюджетные деньги на зарплату, отсрочки по аренде, бесплатные кредиты. Некоторые уже решили, что с зарплаты, которую выдали за счет субсидий, не нужно платить НДФЛ. А расходов из-за отсрочек станет меньше и налог на прибыль увеличится. Читайте, так ли это и как правильно отразить полученные льготы в налоговом и бухгалтерском учете.

Проще

Узнайте по своему ИНН, какие льготы положены вашей компании

Субсидия на зарплату

Кто получает. Малые и средние предприятия кризисных отраслей (постановление Правительства от 24.04.2020 № 576). Сумма субсидии – 12 130 руб. на каждого работника, включенного в СЗВ-М за март. Предприниматель может дополнительно получить 12 130 руб. на себя. Субсидию могут предоставить за два месяца — апрель и май.

Как отразить в налоговом учете. Субсидию не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль и упрощенке (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 1.1. ст. 346.15 НК). ИП на общей системе также не учитывают субсидию в доходах для целей НДФЛ.

1,2
млн компаний

по данным ФНС могут получить субсидию на зарплату

Если компания выплатила за счет субсидии зарплату, начисляйте взносы и рассчитывайте НДФЛ с зарплаты в обычном порядке.  Но взносы за II квартал чиновники планируют списать. Поэтому платить их в бюджет не придется.

Потратить субсидию можно не только на зарплату, но и на другие расходы. При этом расходы, которые компания оплатила за счет субсидии, не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК). На упрощенке эти расходы также учесть нельзя (п. 2 ст. 346.16 НК). Это нам подтвердили в ФНС. Например, зарплату, которую выплатили за счет субсидии, компания не учитывает в расходах. Но взносы, начисленные на зарплату, можно списать в налоговом учете (письмо Минфина от 05.02.2018 № 03-03-06/1/6290). Взносы за II квартал чиновники планируют списать. Поэтому учитывать их в расходах не потребуется.

Чтобы не запутаться, какие расходы учитывать, а какие нет, можно составить специальный регистр. Отразите в нем те расходы, которые вы оплатили за счет субсидии. Пример регистраСкрыть 

Допустим, у компании есть расходы, которые нельзя списать в налоговом учете. Например, это материальная помощь работникам. Другой пример — на упрощенке компании не вправе включать в расходы договорные штрафы. Тогда выгоднее потратить субсидию не только на те расходы, которые компания спишет в налоговом учете, но и на неучитываемые расходы.

Например, компания получила субсидию 181 950 руб. Расходы, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, составляют 700 000 руб., а которые не учитываются – 90 000 руб. Если потратить субсидию только на учитываемые расходы, компания спишет в налоговом учете 518 050 руб. (700 000 – 181 950). Если же потратить часть субсидии на неучитываемые расходы, компания в налоговом учете отразит больше затрат - 608 050 руб. (700 000 – (181 950 – 90 000)).

Если компания приобрела за счет субсидии товары, работы или услуги с НДС, этот налог на общей системе можно принять к вычету (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

В бухучете субсидию отразите на счете 86. Если компания направила субсидию на компенсацию уже учтенных расходов, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
включили субсидию в прочие доходы.

Если компания направила субсидию на покупку МПЗ, отразите ее в доходах будущих периодов. После того, как спишите МПЗ, включите субсидию в составе прочих доходов (п. 7-9 ПБУ 13/2000).

Пример 1. Как отразить в бухучете субсидию

Компания получила из бюджета субсидию и потратила на покупку материалов. Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
поступила субсидия на расчетный счет;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
приобрели материалы;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
включили субсидию в доходы будущих периодов;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
перечислили оплату поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
списали материалы в производство;
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
включили в доходы субсидию.

Отсрочка по аренде

Кто получает. Компании и ИП кризисных отраслей, которые заключили договор аренды недвижимости до введения в регионе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, постановление Правительства от 03.04.2020 № 439). Задолженность, которая накопится за период отсрочки, арендатор будет оплачивать не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 г. равными платежами не чаще раза в месяц в сумме не более 50 процентов ежемесячной арендной платы. Также компания может договориться с арендодателем снизить арендную плату.

Как учесть. На общей системе компания включает арендную плату в расходы ежемесячно независимо от оплаты (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК). В бухучете также учитывайте арендную плату ежемесячно.

На упрощенке в течение отсрочки не включайте арендную плату в расходы. Эти расходы можно списать только, когда вы перечислите арендную плату контрагенту.

Если арендодатель снизил арендную плату, в налоговом и бухгалтерском учете отражайте ее в уменьшенной сумме.

Пример 2. Как учесть арендную плату Учет арендыСкрыть

Компания на общей системе заключила дополнительное соглашение к договору аренды об отсрочке. В мае согласно соглашению компания не должна перечислять арендную плату. Но бухгалтер включил ее в расходы:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
включили в расходы арендную плату за май.
Эту сумму бухгалтер отразит в составе расходов в декларации по налогу на прибыль за полугодие, которую нужно сдать 28 июля.

Кредитные каникулы

Кто получает. Малые и средние предприятия кризисных отраслей, которые заключили кредитный договор с банком до 3 апреля 2020 года. Таким компаниям и ИП банк обязан предоставить отсрочку на шесть месяцев (ст. 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ).

Как учесть. Банк продолжает начислять проценты в периоде отсрочки. Поэтому компания учитывает проценты в расходах при расчете налога на прибыль и в бухучете ежемесячно, несмотря на то что не платит их банку в период отсрочки (п. 8 ст. 272 НК).

Компании на упрощенке учитывают расходы по кассовому методу. Если компания не платит проценты банку, их нельзя учесть в расходах.

Пример 3. Как учесть проценты по кредиту Учет кредитовСкрыть

Банк предоставил компании на упрощенке отсрочку по кредиту на шесть месяцев – с мая по ноябрь. В течение этого периода бухгалтер не будет списывать проценты при расчете авансов на упрощенке.
В бухучете бухгалтер ежемесячно начисляет проценты проводкой:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 66 субсчет «Расчеты по начисленным по процентам»
отразили проценты по кредиту.

Бесплатный кредит на зарплату

Кто получает. Компании кризисных отраслей (постановление Правительства от 02.04.2020 № 422). В течение шести месяцев кредит – беспроцентный. Но такие кредиты выдают не все банки.

Скоро компаниям «кризисных» отраслей будут выдавать также кредиты из расчета 1 МРОТ в месяц на работника. Если компания сохранит численность на уровне 90 процентов, кредит полностью спишут. Об этих планах сообщил Президент.

Как учесть. Зарплату, выплаченную за счет кредита, учитывайте в расходах в обычном порядке. Рассчитывать экономическую выгоду от пользования беспроцентным кредитом и учитывать в доходах для целей налога на прибыль или на упрощенке не нужно (письма Минфина от от 03.06.2019 № 03-12-11/1/40113, от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846).

Пример 4. Как учесть беспроцентный кредит

Компания получила в банке кредит на зарплату. В течение первых шести месяцев проценты не начисляются. Бухгалтер отразил кредит в бухучете:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66 субсчет «Расчеты по основной сумме кредита»
получили кредит банка.
На налоговый учет получение кредита не влияет. После того, как закончится льготный период шесть месяцев, бухгалтер будут ежемесячно отражать в налоговом и бухгалтерском учете проценты.