Почему главбуха хотели привлечь к ответственности из‑за родственных связей и сделок
Дочь учредителя работала главным бухгалтером, а затем замдиректора компании. Организацию признали банкротом, и конкурсный управляющий заинтересовался сделками, в которых участвовала главбух.
Директор продал транспорт компании учредителю. Но деньги за покупку учредитель не уплатил. Эту сумму зачли в счет долга по дивидендам. Затем учредитель подарил транспорт своей дочери-главбуху.
По требованию конкурсного управляющего взаимозачет признали недействительной сделкой. Директор действовал недобросовестно. У компании были признаки банкротства. В этой ситуации было невыгодно проводить взаимозачет, нужно было потребовать с учредителя деньги.
Управляющий заявил: долги компании-банкрота на сумму 10 млн руб. должны уплатить все, кто участвовал в невыгодных сделках. Это директор, учредитель и главбух. Но судьи решили взыскать долги только с директора и учредителя. Конкурсный управляющий не доказал, что главбух определяла действия компании. Того факта, что она дочь учредителя, мало. Что касается договоров дарения, то управляющий не требовал признать их недействительными (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2019 № Ф07-1826/2019).
Как подстраховаться бухгалтеру. Если руководство совершает невыгодные для компании сделки и выводит активы, то это повышает риски и для бухгалтера. Безопаснее получать у директора письменные распоряжения о перечислении денег. Например, это может быть виза на счетах или на реестре платежей. Так стоит поступать и в ситуации, когда у компании нет признаков банкротства.
Также главбуху лучше не подписывать договоры по доверенности. Иначе могут посчитать, что бухгалтер определял условия сделок.
