
Чек-лист и памятка, чтобы безопасно определить вид имущества
Воспользуйтесь нашим чек-листом, чтобы снизить риски по налогу на имущество. Убедитесь, что безопасно делите объекты на недвижимые и движимые. Если инспекторы нашли у вас недвижимость, а вы считаете это движимым объектом, возьмите из памятки аргументы для спора.
Чек-лист. Критерии недвижимого имущества
Если в этом чек-листе вы проставите хотя бы одну галочку, то налоговые инспекторы решат, что ваше имущество является недвижимостью. Но если галочки только в четвертом или шестом пунктах, с небольшой вероятностью оспорите доначисления в суде.
По нормам ОКОФ имущество считается частью здания
Тут имеется в виду имущество, расположенное внутри здания. Например, водопровод, газопровод, лифты, система вентиляции, подъемники и пр. (ОКОФ ОК 013-2014, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Такие объекты учитывают в составе зданий.
Имущество и здание, в котором оно находится, не могут полноценно функционировать друг без друга
Такое имущество учитывают как объект недвижимости в составе здания. Например, оборудование тепловых электростанций (письмо ФНС от 20.04.2020 № БС-4-21/6581, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.04.2019 № Ф01-1073/2019).
Имущество расположено под землей и прочно с ней связано
Имеются в виду инженерные сооружения. Например, накопительная емкость с канализационными трубами (определение Верховного суда от 19.04.2016 № 74-КГ16-1).
Имущество зарегистрировано в ЕГРН
Например, офисное здание, заводской цех, торговый павильон. Если движимое имущество по ошибке зарегистрировали в ЕГРН, налог не платите. Обратитесь c заявлением в Росреестр, чтобы исключить его из реестра (ч. 20 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Если откажут, обратитесь в суд (определение Верховного суда от 07.07.2020 № 310-ЭС18-13357).
Имущество зарегистрировано в ЕГРН в составе сложного объекта как единый недвижимый комплекс
Бетонные и асфальтовые площадки, внутренние дороги и другие здания могут быть зарегистрированы в ЕГРН как один недвижимый объект. В этом случае придется платить за них налог на имущество (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.04.2019 № А29-4430/2018).
Имущество стоит на фундаменте, прочно связано с землей, переместить без ущерба невозможно
К такому имуществу можно отнести технологические трубопроводы, газоходы, магистральные водопроводы, теплосети, расположенные вне зданий, трансформаторные подстанции, соединенные подземными коммуникациями (письма ФНС от 20.04.2020 № БС-4-21/6581, от 28.08.2019 № БС-4-21/17216, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2021 № Ф05-3236/2021). Но если на фундамент установили оборудование, можете это оспорить.
Блицконсультации
Шесть ответов на частые вопросы про налог на имущество
1. Сдавать декларацию с разделом 4, если есть только движимое имущество?
Нет. Отчет представляют, только если есть недвижимость (п. 8.1 Порядка заполнения декларации, утв. приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-2/405). |
2. Для УСН есть налог на имущество?
Да, с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. |
3. Отражать ли в декларации сведения о земельном участке?
Нет. Земельные участки в отчете не указывайте. |
4. Оштрафуют, если сдать декларацию без раздела 4?
Нет, но попросят подать уточненку. |
5. Для чего нужен раздел 4, если налог с движимого имущества все равно не платят?
Для статистики. Чтобы знать, сколько доходов потеряли регионы. |
6. В счет каких налогов можно зачесть переплату?
В счет задолженности или будущих платежей по любым налогам независимо от их вида (п. 1 ст. 78 НК). |
Памятка. Как доказать, что имущество движимое
Движимое имущество | Аргументы, которые это доказывают |
---|---|
Торговый павильон, мини-кафе на остановке общественного транспорта | Сооружен из разборных конструкций без фундамента. Объект можно демонтировать и переместить без разрушения. Регистрация объекта в ЕГРН значения не имеет (определения Верховного суда от 16.12.2019 № 306-ЭС19-23469, от 05.06.2019 № 306ЭС19-2484). Эти аргументы успешно использовались в спорах властями, но помогут и в споре по налогам |
Технологическое оборудование промышленных и перерабатывающих предприятий | Предназначено для изготовления готовой продукции или обслуживания производственного процесса, а не для обслуживания зданий. Считать его составным элементом недвижимости нельзя (письмо ФНС от 20.04.2020 № БС-4-21/6581, определение Верховного суда от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241) |
Пристройка к магазину, кафе | Строение расположено на фундаменте из бетонной плиты. У пристройки нет других правовых и технических признаков недвижимости: — согласия собственника земли на застройку; — разрешительных документов на стройку от властей; — подведенных к объекту стационарных коммуникаций. К тому же сам по себе фундамент не свидетельствует о том, что возведенный объект — недвижимость. Его применяют вместе с другими признаками (постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2016 № Ф05-13276/2016) |
Энергоустановка | Имущество по ОКОФ считают оборудованием, а не зданием. К коммуникациям здания объект не относится. Монтаж установки в здании энергоцентра не является неотделимым улучшением объекта недвижимости. Назначение и срок службы энергоустановки существенно отличаются от назначения и срока службы здания, в котором она смонтирована. Демонтаж установки возможен без нанесения несоразмерного ущерба объекту недвижимости. Нет неразрывной связи с фундаментом (письмо ФНС от 21.05.2021 № БС-4-21/7027, определение Верховного суда от 17.05.2021 № 308ЭС23222) |
за правильный ответ


Решения для рабочих ситуаций с первичкой
Нужна ли транспортная накладная на работу спецтехники
Важная деталь
Транспортная накладная нужна, чтобы подтвердить факт перевозки груза и стоимость этой услуги.
Компания заказала услуги экскаватора, чтобы выкопать траншею. Оплата почасовая. Какие документы оформить, чтобы признать затраты в налоговом учете? Вправе ли мы обойтись без транспортной накладной, учитывая, что груз не возится?
Транспортная накладная в вашем случае не нужна. Этот документ подтверждает расходы компании на перевозку груза (ст. 785 ГК, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259ФЗ, письмо Минфина от 28.08.2018 № 03-0306/1/61110). А ваша организация заключила договор на выполнение подрядных работ.
Чтобы признать расходы на работу спецтехники, достаточно получить акт выполненных работ. Убедитесь, что в нем есть все реквизиты, обязательные для первички (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В частности, стоимость работ. Также проследите, чтобы исполнитель дал подробное описание объекта, адрес, где выполнялись работы.
Можно ли обойтись без транспортной накладной при доставке товара
Поставщик доставляет товар до нашего склада своим транспортом. Достаточно ли товарной накладной для признания расходов или надо оформлять еще и транспортную накладную?
Все зависит от условий договора поставки. Если доставку в цену товара не включите и будете оплачивать ее отдельно, то нужна транспортная накладная. Товарная накладная подтверждает продажу товара, но не услуги перевозки. Поэтому на проверке налоговики могут снять расходы на доставку груза. Чтобы исключить претензии проверяющих, попросите поставщика оформить транспортную накладную. Он обязан это сделать (п. 3 ст. 421, ст. 785 ГК, письмо Минфина от 22.12.2011 № 03-03-10/123). Ведь вы с ним заключите договор перевозки, когда определите цену доставки. Пусть даже не подпишете отдельного контракта.
Осторожно
Попросите перевозчика исправить транспортную накладную, если в ней нет стоимости перевозки. Накладная без этого реквизита не подтверждает расходы.
Если же поставщик включит доставку в цену товара, то транспортную накладную не оформляйте. Ее составляют, только если компания оказывает услуги по доставке грузов или привлекает для этого сторонних перевозчиков. Раз покупатель не платит за перевозку товара, значит, договор перевозки стороны не заключали. А раз так, то транспортную накладную поставщик оформлять не обязан (ст. 785 ГК, ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Как исправить ошибку в количестве товара
Мы поставили товар. Передали покупателю комплект документов: № ТОРГ-12 и счет-фактуру. Оказалось, что ошиблись в количестве — товаров указали больше, чем надо. Правильное количество было в договоре, столько и отгрузили. Чтобы исправить ситуацию, нужно выставлять корректировочный счет-фактуру и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ № ТОРГ-2?
Так как вы неверно указали количество товаров, то исправьте свой экземпляр № ТОРГ-12 и экземпляр покупателя, а № ТОРГ-2 не составляйте. Также оформите исправленный, а не корректировочный счет-фактуру (письмо Минфина от 18.12.2017 № 03-07-11/84472). Корректировочный счет-фактуру оформляют не позднее пяти календарных дней, когда между продавцом и покупателем будет составлено согласие или иной первичный документ на уменьшение стоимости отгруженных товаров (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК). В вашей же ситуации была ошибка в количестве товара, поэтому нужен исправленный счет-фактура (письмо ФНС от 25.02.2021 № ЕА-3-26/1355).
Вам, как продавцу, снимут вычет НДС, если заявите его на основании корректировочного счета-фактуры. Поэтому аннулируйте в книге продаж ошибочный счет-фактуру, если неточность обнаружили в квартале отгрузки. Затем составьте исправленный счет-фактуру с правильным количеством и стоимостью товара и зарегистрируйте его в книге продаж (п. 11 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137).
Важная деталь
Показывайте аннулируемые счета-фактуры в книгах покупок и книгах продаж со знаком «минус».
Другое дело, если ошибку нашли в следующих кварталах. Тогда откройте дополнительный лист к книге продаж за квартал отгрузки. В этом листе сначала аннулируйте ошибочный, а затем зарегистрируйте исправленный счет-фактуру (п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж, утв. постановлением № 1137).
Как заполнить УПД при продаже товара через обособку
Наша компания продает товары через обособленное подразделение. В строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» УПД со статусом 1 указывать ли наименование и почтовый адрес данного обособленного подразделения?
Да, укажите наименование и почтовый адрес обособленного подразделения. УПД разработали на основе формы счета-фактуры (письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96). Наименование и адрес грузоотправителя относятся к обязательным реквизитам счета-фактуры (подп. 3 п. 5 ст. 169 НК). Поэтому правила заполнения строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» УПД со статусом 1 такие же, как для аналогичной строки счета-фактуры. А в ней нужно указать полное или сокращенное наименование грузоотправителя, как в учредительных документах. Если продавец и грузоотправитель являются одним и тем же лицом, вносится запись «он же». Почтовый адрес грузоотправителя указывается, если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом (подп. «е» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137). По мнению чиновников, если компания реализует товар через обособленное подразделение, нужно указать его наименование и почтовый адрес (письма ФНС от 16.11.2016 № СД-4-3/21730, от 08.07.2014 № ГД-4-3/13250).


Что будет, если перейти с УСН на ОСН самовольно
Чем рискуете: налоговики снимут вычеты по НДС, доначислят налог, штрафы и пени.
История, которую расскажем ниже, иллюстрирует, к каким серьезным последствиям может привести неверный выбор налогового режима. Упрощенка не всегда выгодна. Ведь компании важно не только заплатить меньше налогов, но и сохранить отношения с контрагентами. Но если выбор сделан, то лучше придерживаться его до последнего, даже если очень хочется все переиграть.
Одна уральская компания перешла с 1 января на упрощенку. Постоянные партнеры это решение не оценили. Вычеты по НДС терять им не хотелось, поэтому с компанией работать отказались. Чтобы не остаться без партнеров, та начала выставлять счета-фактуры с НДС. За I и II кварталы подала декларацию по НДС и заявила вычеты.
Инспекция на камералке потребовала представить пояснения и сдать уточненку, в которой компания убрала бы вычет по НДС. В ответ компания 16 мая отправила уведомление о том, что прекратила с 1 января деятельность на УСН. Мол, передумала насчет упрощенки и осталась на основной системе.
Этот кульбит не оценили уже ревизоры. Они отметили, что переходить с упрощенки на ОСН можно, только если представить уведомление не позднее 15 января или потерять право на УСН (п. 6 ст. 346.13 НК, письмо Минфина от 03.07.2015 № 03-11-11/38553). К примеру, превысить лимиты по выручке и количеству работников — 200 млн руб. и 130 сотрудников, открыть филиал. Эти условия компания не выполнила, поэтому должна была применять упрощенку. По итогам камералки инспекция сняла все вычеты НДС, доначислила недоимку, штрафы и пени на 3,7 млн руб.
Компания обратилась в суд. Мотивировала жалобу тем, что переход на упрощенку добровольный, а значит, и на общую систему можно возвращаться в любой момент. Что удивительно — апелляционная инстанция ее поддержала. Но остальные суды, включая Верховный, встали на сторону инспекции (определение Верховного суда от 28.06.2021 № 309-ЭС21-9306). Они отметили: нельзя возвращаться на ОСН позже 15 января. А то, что компания сдала декларации по НДС, вовсе не значит, что она не работала на УСН.
В подобных случаях у компаний может возникнуть соблазн открыть филиал только для того, чтобы вернуться с упрощенки на ОСН. Ведь чтобы слететь с УСН из-за лимитов, надо еще постараться. Не рекомендуем пользоваться этим способом, если филиал планируете открыть только на бумаге. Налоговики поймут, что он фиктивный, доначислят налоги, штрафы и пени. И судьи их поддержат (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК, утв. Президиумом Верховного суда 04.07.2018).
за правильный ответ
