ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
18
Сентябрь 2021года
Вокруг бухгалтерии
Финансовый учет для начинающих

Коммерческие и управленческие расходы: что это такое

А ваша компания эффективно продает и управляется? Ответить на вопрос поможет анализ коммерческих и управленческих расходов. Эти данные отражают в отчете о финансовых результатах. Объясните своему директору, что вы включаете в состав таких расходов и почему. Читайте, как отражать эти показатели в бухгалтерской отчетности за 2021 год. Подробности рассказывает Алексей Иванов, ведущий рубрики «Финансовый учет для начинающих».

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ — участник разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета нового поколения. Основатель и ведущий телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Автор трех монографий и более ста научных статей, к. э. н., доцент.

Коммерческие расходы

Коммерческие расходы (Selling Expense) — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания.

Если организация производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. К коммерческим относятся расходы:

— на хранение продукции: аренду или амортизацию складов, зарплату кладовщиков и грузчиков;

— продвижение: маркетинг и рекламу, услуги посредников;

— отгрузку: упаковку, доставку, растаможивание экспорта, страховку.

Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать особо нечего.

Если компания продает товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров. К ним отнесите затраты:

— на закупку: вознаграждения посредникам-снабженцам, растаможивание импорта, страховка;

— доставку купленных товаров до своего склада/магазина и проданных товаров до покупателя;

— зарплату сотрудникам: от директора до продавца — все занимаются продажей;

— амортизацию или аренду зданий, оборудования и транспорта;

— маркетинг и рекламу;

— представительские расходы;

— гарантийный ремонт;

— хранение и отгрузку товаров.

Как видите, перечень коммерческих расходов у торговых организаций шире, чем у производственных. Поэтому их удельный вес в отчете о финансовых результатах обычно выше. Убедитесь в этом, сравнив фрагменты реальных отчетов за 2020 год на рисунках 1 и 2.

Коммерческие расходы производственной компании составляют 7,6 процента от выручки ((30 389 987 ₽ : 400 237 197 ₽) × 100%), а у торгового предприятия — 22,4 процента ((104 883 712 ₽ : 468 171 778 ₽) × 100%).

Рис. 1. Удельный вес коммерческих расходов ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»*

Рис. 2. Удельный вес коммерческих расходов ООО «Лента»

Управленческие расходы

Управленческие расходы (Administrative Expense) — это расходы, которые не связаны с производством, хранением и сбытом продукции, но необходимы для функционирования организации. Еще их называют общехозяйственными. Сюда входят:

— зарплата управленцев и всех офисных сотрудников от бухгалтера до уборщицы;

— затраты на содержание офиса: от кофе с печеньем до амортизации или аренды;

— расходы на связь: интернет, телефония, почтовая корреспонденция;

Важная деталь

Начиная с отчетности за 2021 год включать управленческие расходы в себестоимость продукции запрещено.

— затраты на консалтинговые услуги: оценку, аудит и т. д.;

— транспортные расходы для офисных сотрудников: от содержания служебного автомобиля директора до корпоративного такси или проездных за счет компании;

— представительские расходы, если нет возможности соотнести их с продажей конкретных товаров;

— любые другие расходы, не связанные с производством, хранением или сбытом продукции.

Перечень управленческих расходов для конкретного предприятия зависит от специфики его деятельности. Например, для подавляющего большинства организаций зарплата бухгалтера — общехозяйственный расход. А в бухгалтерских компаниях она уже входит в себестоимость услуги. Для колл-центра стоимость телефонии — это производственные затраты, а для завода — общехозяйственный расход.

Как видите, в основном управленческие расходы направлены на содержание административно-управленческого персонала и офисной инфраструктуры. Такие расходы, как правило, являются условно-постоянными. То есть не зависят от объемов выпуска. А значит, они должны быть как можно меньше. И с этим связан один интересный факт.

До 2021 года в отчете о финансовых результатах управленческие расходы можно было отразить двумя способами: указать их отдельной строкой либо включить в себестоимость продаж. В первом случае из отчета сразу видно, сколько управленческих расходов приходится на каждый рубль себестоимости продукции. Во втором случае понять это невозможно.

Новые правила бухгалтерского учета запрещают включать управленческие расходы в себестоимость продукции. Такой порядок предусмотрен ФСБУ 5/2019 «Запасы». Так что начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год эта практика уйдет в историю.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Магазин «100 500 мелочей» торгует товарами для дома. К каким расходам в бухучете следует отнести зарплату продавцов?
Коммерческие расходы — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания. Если компания продает товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров. К ним относится и зарплата сотрудников, которые занимаются продажей.
К коммерческим.
К управленческим.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.