ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
20
Октябрь 2021года
Проверки
Контроль за банковскими счетами

Примеры из жизни, за что банки оставляют бизнес без счета и как его вернуть

Не отчаивайтесь, если банк заблокировал вам операции по счету, посчитав их сомнительными. Возможно, это не навсегда. Юристы на конкретных примерах рассказали нам, как действовать, чтобы банк снял свои подозрения и блокировку со счета. Делимся с вами успешными методами профессионалов.

Мало кто из компаний и предпринимателей еще не успел испытать на себе действие антиотмывочного закона (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Банки в рамках борьбы с обналичкой и уклонением от уплаты налогов запрашивают неимоверное количество документов, отключают Клиент Банк, отказывают в обслуживании, повышают комиссии. Смотрите, как этого избежать.

Пример 1. Отдельный счет для налогов и взносов

Компания открыла три расчетных счета в разных банках. Два из них использовались для работы с контрагентами, а третий для уплаты налогов и взносов. Один из банков, через который не проходили налоговые платежи, ограничил операции по счету.

В чем ошибка. Действия компании на самом деле законны. Но они гарантированно приведут к проблемам с банком в контексте Закона о противодействии легализации. Ведь два из трех обслуживающих банков не видят налоговых отчислений компании. Отсутствие по счету налоговых платежей, сопоставимых с масштабом деятельности компании, — распространенная причина ограничения операций по счету.

Как исправили. Компания предоставила в банк данные о перечислении налогов через счета в других банках и сняла с себя подозрения.

Что изменить в работе. Чтобы предотвратить любые претензии и запросы, предпочтительнее иметь счет в одном банке.

Пример 2. Подозрительные контрагенты

Важная деталь

Чтобы не было проблем со счетом, внедрите порядок проверки партнеров через специальные сервисы. Например, Главбух Контрагенты.

Поставщику товарных поддонов постоянно блокировали счета. В разъяснениях банку клиенту приходилось каждый раз объяснять масштаб своей деятельности и представлять рекомендательные письма от крупнейших сетевых магазинов.

В чем ошибка. Проблема компании была не в договорах и платежах с покупателями. Она заключалась в том, что организация скупала по всей России поддоны у ИП и компаний, которые уже находились в черных списках ЦБ или отвечали признакам однодневок. Многие из контрагентов проводили расчеты наличными.

Как исправили. В компании ввели систему проверки контрагентов. Презентовали ее банку, раскрыли бизнес-процессы компании по покупке-продаже поддонов. По рекомендации банка прекратили работу с рядом сомнительных контрагентов.

Что сделать. Придерживайтесь должной осмотрительности при выборе контрагента. Внедрите порядок проверки партнеров через специальные сервисы. К примеру, используйте Главбух Контрагенты.

Пример 3. Неполноценные договоры аренды

Компания доставляла товары со складов в сотни магазинов одной продуктовой сети. В развозе участвовало около 800 машин. При этом в собственности компании было 200 автомобилей. Остальные компания брала в аренду у индивидуальных предпринимателей, физлиц и других компаний.

Помимо платежей по аренде, у компании были значительные расходы на техобслуживание, мойку, санобработку, парковку и оборудование автомобилей системами ГЛОНАСС. Такие требования содержались в договоре компании с продуктовой сетью. Банку эти расходы показались подозрительными.

В чем ошибка. Затраты шли на обслуживание 800 машин. Но только 200 машин были в собственности, а в договорах аренды остальных 600 автомобилей не были прописаны обязательства арендатора по техобслуживанию, мойке, санобработке и пр.

Банки анализируют обязательства по договорам. Если находят несоответствия с фактическими действиями компании, могут ограничить доступ к Клиент Банку. Любая сложность, которая возникает у кредитной организации при проверке сведений, предоставленных клиентом, указывает на необычный характер сделки. А это один из поводов ограничить операции по счету.

Как исправили. Компания изменила структуру арендных договоров. В договоры включили обязанность арендатора нести сопутствующие расходы на обслуживание транспорта.

Что сделать. Проведите инвентаризацию договоров с контрагентами и устраните все неясности.

Пример 4. Неравномерное распределение расходов и доходов в группе компаний

Группа компаний из пяти юридических лиц распределила свою деятельность таким образом. Одни компании занимались торговлей и получали прибыль. Другие несли расходы: аренда офисов и складов, закупка канцтоваров, оплата энергии и коммуналки, выплата зарплаты и т. д. Банку такое распределение не понравилось. Доступ к Клиент Банку группе компаний приостановили.

В чем ошибка. Дисбаланс в доходах и расходах всегда вызывает у банка сомнения в реальности бизнеса. Как следствие, он ограничивает операции по счету. Банки видят, с каких IP-адресов компании получают доступ к Клиент Банку. Если из одного офиса в него заходят 10 компаний, это неминуемо вызовет подозрения в создании инкубатора фирм-однодневок (п. 2 Методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 № 18-МР).

Как исправили. Дифференцировали расходы и доходы по всей группе компаний.

Что сделать. Каждая компания должна представлять собой самостоятельный бизнес, у которого есть сотрудники, расходы, доходы и налоги. Избегайте дисбаланса в доходах и расходах компаний из группы.

 Советует эксперт

Осторожно используйте корпоративные карты, вовремя оформляйте авансовые отчеты на все платежи и выдачу наличных. Один из немногих случаев, когда мы не смогли реабилитировать компанию перед банком, был связан именно с корпоративными картами. Учредители использовали их для личных нужд. Банк ограничил доступ к Клиент Банку и запросил документы по операциям, которые совершались по счету за полтора года. Собрать необходимые документы компания не смогла.

АННА МАЛЬКОВА, юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру»

Пример 5. Услуги иностранцам и персданные

ИП оказывал услуги по раскрутке аккаунтов европейцам. Платежи поступали на PayPal предпринимателя, затем он переводил их на расчетный счет в российском банке. Банк расценил ежемесячные зачисления от сотен физлиц на общую сумму от 3 млн до 8 млн руб. как сомнительные. Предпринимателю ограничили доступ к счетам.

В чем ошибка. PayPal имеет российскую лицензию и выступает как небанковская кредитная организация. Однако сайты для оказания услуг, с которых шли перечисления, не были зарегистрированы на имя индивидуального предпринимателя и не содержали обязательных документов: соглашения на обработку персональных данных, соглашения о присоединении к договору на оказание услуг, данные самого индивидуального предпринимателя и т. д. Кроме того, многочисленные платежи в иностранной валюте также вызывали у банка подозрения, несмотря на то, что не превышали 600 000 руб.(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Как исправили. Банк снял ограничения после того, как права на сайты перерегистрировали на ИП, разместили все необходимые данные, предоставили кредитной организации подробные объяснения по структуре бизнеса и порядку оказания услуг.

Что сделать. Оказывая услуги через сайт, необходимо помнить о положениях Закона о персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Оформляйте все документы, которые требует этот закон. Не забывайте о валютном контроле.

Пример 6. Необычный вид деятельности или услуг

Компания готовила аналитические материалы об играх для ряда ведущих волейбольных клубов и сборных команд по волейболу. Нетипичный вид услуг вызвал подозрения у банка, платежи компании были отклонены.

В чем ошибка. Ее нет — действия компании абсолютно законны. Но запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, вызовет подозрения у банка (п. 1101 приложения к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П).

Компания представила в банк по запросу акты об оказанных услугах. В них содержалась одна строчка: «Услуги за период с 01.01.2020 — 30.01.2020 по спортивной аналитике». Банк решил, что это «формально оформленные акты с целью вывода средств со счетов компаний».

Как исправили. В распоряжении компании были отчеты об анализе игр команд на сотнях страниц, которые подтверждали фактическое выполнение услуг. После предоставления в банк разъяснений и этих отчетов проблему устранили.

Что сделать. Чтобы подобных претензий не возникало в принципе, детально раскрывайте в актах результаты оказанных услуг. Сохраняйте доказательства того, что услуги фактически оказаны.

 Советует эксперт

Перечень признаков, свидетельствующих о сомнительности операций, не является закрытым и носит обширный характер применения. Но мы привели в статье самые частые примеры из нашей практики. В нынешних реалиях каждой компании и ИП придется ознакомиться с критериями сомнительности операций и учитывать их в работе. Только так можно избежать ограничительных мер со стороны банков. Ведь бизнес — это игра вдолгую.

ВЛАДИМИР ЕФРЕМОВ, адвокат, партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру»

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.