
Банк нарушил очередность платежей — кто за это будет отвечать
В редакцию «Главбуха» обратилась ваша коллега с такой проблемой. Банк, где обслуживается ее компания, проигнорировал очередность платежей, сославшись на настройки своей программы. Как итог — деньги ушли на оплату контрагентам, а на авансы по зарплате денег на счете не осталось. Почему так получилось, как не попасть в подобную ситуацию и что делать, если вдруг попали, рассказываем в этой статье.
Какую проблему создал банк
На календаре 20 мая, 9.40 утра. Бухгалтер Ирина отправляет в банк пакет платежей. В нем и оплата контрагентам, и аванс сотрудникам за май. На следующий день выясняется, что деньги ушли только поставщикам, а работникам на аванс не хватило. Да, Ирина признается: она забыла проверить остаток по счету. Но и банк вроде как не прав. Он должен был соблюсти очередность платежей, тогда бы сотрудники не остались без денег. Выплаты работникам банкиры должны были провести первым делом, а потом уже отправлять деньги контрагентам. На деле же все вышло наоборот.
Бухгалтер Ирина была в шоке. За не вовремя выданный аванс есть наказание: компанию могут оштрафовать на 50 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП). Ирина сразу же написала запрос в банк и попросила объяснить, чем вызвана ситуация с перепутанной очередностью платежей. И получила ответ.
Ответ банка на запрос бухгалтера
![]() |
Почему банкиры проигнорировали очередность платежей
Мы спросили у специалистов нескольких крупных банков и юристов, почему банк не стал проводить платежки в порядке очередности. Ведь очередность платежей закреплена в Гражданском кодексе (п. 2 ст. 855 ГК). Банки хорошо знакомы с этим порядком и обязаны его соблюдать. Очередность важна для случаев, когда на расчетном счете компании не хватает денег, а платежи нужно провести. Тогда банк сначала проводит платежи первой очереди, потом второй, затем третьей и т. д. Всего таких очередей пять.
Важная деталь
Очередность платежа компания отражает в поле 21 платежного поручения.
Правила приема и обработки платежей банки устанавливают в своих внутренних документах (Положение ЦБ от 29.06.2021 № 762-П). Естественно, эти документы не должны противоречить законодательству. Но, как нам объяснили юристы, в договор обслуживания банки часто включают специальное условие, в котором нет ничего запрещенного. Оно обязывает компанию включать в один файл, или по-банковски «распоряжение с реестром», платежки только одной очереди. То есть формально очередность платежей банк соблюдать обязуется, но вправе построить работу так, чтобы за этой очередностью организация следила сама.
У компании, где работает Ирина, так и получилось. Банкиры действовали, опираясь на условия договора. Но так как с подобными ситуациями компания раньше не сталкивалась, при отправке платежей денег на счете всегда хватало, этот нюанс бухгалтер упустила из виду.
В описанной ситуации сначала должны были пройти
выплаты сотрудникам, так как они относятся к третьей
очереди. Оплата контрагентам — пятая очередь. Эти платежи
должны были уйти после зарплатных перечислений.
и правоприменительной практике Ассоциации российских банков

Как избежать проблем с очередностью платежей
Посмотрите, что написано в вашем договоре с банком. Возможно, там тоже есть условие, что разбивать платежи на реестры в зависимости от очередности перечислений компания должна самостоятельно. Тогда лучше собирать платежи третьей очереди в один файл, а платежи пятой — в другой. Ведь если этот пункт не соблюдать, можно оказаться на месте Ирины. Можно ли отбиться от претензий проверяющих в таких случаях.
Будьте осторожнее с налогами и взносами, которые вы перечисляете совместно, например с суммами для контрагентов. Оба вида платежей относятся к пятой очереди. Значит, банк вправе обрабатывать эти суммы в порядке их выгрузки в систему. И если на счете будет недостаточно денег, не исключено, что деньги контрагентам уйдут, а отчисления в бюджет останутся неоплаченными. Это может привести к пеням и штрафам.
Налоги и взносы безопаснее объединять в отдельные файлы. Особенно когда речь идет об уплате НДФЛ. Важно, чтобы налог ушел со счета не раньше, чем облагаемые выплаты работникам. Иначе, если налог уплатите, а выплаты зависнут, инспекторы могут обвинить компанию в том, что она перечислила НДФЛ из своих средств. Налоговым кодексом это запрещено (п. 9 ст. 226 НК). Сделать зачет таких денег проблематично. Отправляйте платежки по налогам, в том числе по НДФЛ, до того, как будете перечислять другие суммы, которые относятся к пятой очереди. Убедитесь, что деньги точно ушли в бюджет, а потом оплачивайте все остальное.
Учитывать очередность платежей при формировании реестра платежек для банка не обязательно только в одном случае: когда вы точно уверены, что денег на счете хватит на все. В этом случае банк обработает платежи в порядке их календарной очередности и проблем у компании не будет (п. 1 ст. 855 ГК).
В описанной ситуации сначала должны были пройти
выплаты сотрудникам, так как они относятся к третьей
очереди. Оплата контрагентам — пятая очередь. Эти платежи
должны были уйти после зарплатных перечислений.
инспекции труда Иркутской области

Что делать, когда из-за очередности платежей компании грозит штраф или пени
Если из-за неразберихи с очередностью платежей компания опоздала с зарплатой, отпускными, больничными, налогами или взносами, трудинспекторы и налоговики могут за это наказать. От финансовых санкций можно попробовать отбиться полностью или как минимум смягчить их.
Обратите внимание трудинспекторов на то, что вы отправили платежки в банк вовремя, заполнены они верно, очередность платежей в поле 21 указана. Значит, свою обязанность по оплате труда вы выполнили, даже если деньги сотрудники получат позже положенного срока (постановление Пленума Верховного суда от 23.12.2021 № 45).
Еще по этой теме
Быстрое решение: на расчетный счет попали чужие деньги. Что сделать.
Аналогичные аргументы можно привести и налоговикам. Банк принял платежку, которую отправили вовремя, в ней указаны верная очередность платежа и правильные реквизиты для оплаты. Поэтому настаивайте на том, что вины компании нет и наказывать ее не за что. Дополнительно можно запросить у банка письменное подтверждение, что платежные поручения поступили своевременно и они корректно заполнены. Кроме того, попросите банк объяснить, почему платежи списали с нарушением очередности. Ответ направьте инспекторам. А если проверяющие все же выписали штраф, вы можете его обжаловать. Для этого сначала напишите жалобу в УФНС по своему региону.
Шпаргалка
Какие платежи компании к какой очереди относятся
Первая очередь. Перечисления по исполнительным документам: алименты, возмещение вреда, который причинен жизни или здоровью.
Вторая очередь. Перечисления по исполнительным документам: погашение долгов по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
Третья очередь. Различные выплаты сотрудникам; списание долгов компании по поручениям налоговых инспекций и фондов.
Четвертая очередь. Денежныеперечисления по исполнительным документам, которые удовлетворяют другие требования к компании, например от контрагентов.
Пятая очередь. Все остальные перечисления компании, в том числе налоги и страховые взносы, выплаты контрагентам.
