
Быстро разблокировать счет поможет новый сервис ФНС
Теперь вам станет проще разблокировать банковский счет. Налоговики сделали новый сервис, чтобы помогать компаниям снимать ограничения по счету. Обещают отвечать на запросы в течение 24 часов. Смотрите, как пользоваться сервисом, в этой статье. Специально для вас разузнали подробности у налоговиков и коллег-бухгалтеров, и записали видео.
This is a modal window.
Важная деталь
Сервисом могут воспользоваться как компании, так и предприниматели, которым инспекция заблокировала счет.
Где найти новый сервис
Сервис по разблокировке счетов специалисты ФНС запустили в июле на базе нового подразделения, так называемого Центра помощи по реабилитации счета. Сервис находится на сайте ФНС (nalog.gov.ru). Чтобы им воспользоваться, перейдите в раздел «Сервисы» > «Обратная связь/Помощь» > «Оперативная помощь: разблокировка счета».
Как сервис работает
Представитель компании, у которой из-за недоимки, несданной декларации или по ошибке заблокирован расчетный счет, заходит в сервис и заполняет специальную форму. Предприниматель тоже может воспользоваться этой услугой.
Рис. 1. Данные заявителя
Укажите ИНН и наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя, БИК банка, номер телефона.
![]() |
В форме надо указать ИНН и наименование организации или ИНН и Ф. И. О. предпринимателя. А еще БИК банка, где находится заблокированный счет, номер телефона для связи и проблему, которая возникла. Ее нужно выбрать из выпадающего списка. Затем надо будет кликнуть на кнопку «Отправить заявку на звонок».
![]() |
После этого в течение 24 часов вам перезвонят налоговики из Центра помощи по реабилитации счета. Если понадобится, привлекут проверяющих из вашей ИФНС. Для этого в налоговых организованы ежедневные дежурства инспекторов с 9 до 20 часов по местному времени.
Как налоговики помогут разблокировать расчетный счет
Сотрудники Центра помощи по реабилитации счета помогут разобраться, из-за чего конкретно компании заблокировали счет. Они посмотрят, какая информация есть в их базе, и проверят, не было ли ошибки со стороны инспекторов на местах.
Если ограничения по счету обоснованны, представителю компании объяснят, как поступить, чтобы счет поскорее разблокировали. Подскажут, сколько это займет времени.
Допустим, операции по счету ограничили по ошибке. Например, сумму недоимки на счете заблокировали, но у компании или предпринимателя есть платежные поручения, подтверждающие уплату долгов. В этом случае организацию или ИП переключат на дежурных налоговиков из их инспекции. Те должны будут оперативно разобраться с ошибочным решением о блокировке и восстановить доступ к счету.
Могут ли налоговики не ответить на заявку в сервисе
Налоговики обязаны перезвонить по заявке в сервисе в любом случае. Как сообщили нам инспекторы на местах, это обязательное требование. Его выполнение контролирует ФНС.
Более того, обработку заявок чиновники из ФНС собираются заложить в планы работы налоговиков из нового Центра помощи по реабилитации счета и инспекций на местах. Об этих планах мы узнали из секретных телеграм-каналов, в которых переписываются налоговики.
От того, насколько проверяющие начнут вовлекаться в новую работу, будут зависеть их премии. ФНС берет на контроль в том числе заявки, по которым инспекторы не могут дозвониться до тех, кто их оставил. Налоговики из Центра помощи по реабилитации счета обязаны сделать три дозвона до компании или предпринимателя с периодичностью в один час. Если связь по телефону установить не удается, проверяющие должны отправить организации или ИП сообщение о том, что не дозвонились.
Если вдруг по какой-то причине звонок вам не поступит, оставьте заявку еще раз и убедитесь на всякий случай, что указали правильный номер телефона для связи.
На заметку
Налоговики теперь соблюдают правила делового общения по телефону
Мы пообщались с вашими коллегами, которые уже воспользовались новым сервисом по разблокировке счета. Все они отмечают вежливое и уважительное отношение со стороны налоговиков как из Центра помощи по реабилитации счета, так и из инспекций на местах. Проверяющие демонстрируют искреннее желание помочь компании или ИП в разрешении их проблемы. Задают уточняющие вопросы, а в ходе консультаций выясняют, все ли организации или предпринимателю понятно, нужны ли дополнительные пояснения. С хамским поведением не столкнулся никто из коллег, которых мы опросили. Более того, в конфликтных ситуациях налоговики используют психологические приемы сглаживания конфликта. Поэтому не игнорируйте новую услугу ФНС — инспекторы вам помогут быстро и вежливо.


Как рассчитываться по займам, чтобы угодить кредитору и не попасть под проверки
Проверьте, правильно ли ведете расчеты по займам. В статье — девять карточек с рекомендациями о том, как не нарушить условия договора займа и не попасть под контроль банков и налоговиков.
1.
Можно ли выдать заем наличными из кассы?
Да, заем можно выдавать наличными. Но есть два условия.
Во-первых, используйте только наличные, которые сняли с расчетного счета (п. 1 Указания ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У). Выдавать заем из наличной выручки, которую получили от покупателей, нельзя.
Во-вторых, если выдаете заем компании или ИП, соблюдайте лимит расчетов наличными в рамках одного договора — 100000 руб. (п. 4 Указания ЦБ № 5348-У). Если вы выдаете заем гражданину, то ограничений по сумме нет. Поэтому в качестве займа можно выдать сотруднику любую сумму наличных. Главное, чтобы выполнялось первое условие.
2.
А есть лимит по безналичной сумме займа?
Для займов в безналичной форме ограничений по сумме нет. Но учтите, что банк заинтересуется платежом больше 1 000 000 руб. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Будьте готовы представить в банк документы по такой сделке.
Дело в том, что банкиры обязаны уведомлять Росфинмониторинг о крупных займах. Таким образом они контролируют своих клиентов на предмет противозаконных операций, которые связаны с отмыванием доходов и финансированием терроризма.
3.
Обязательно ли использовать кассовый аппарат при выдаче займа?
Если выдаете заем наличными для оплаты товаров, работ или услуг, то обязательно используйте ККТ. Ведь эта операция относится к расчетам. А при расчетах требуется применять контрольно-кассовую технику (абз. 26 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
В случае если выдаете заем для целей, которые не связаны с оплатой товаров, работ и услуг, ККТ применять не нужно. Такую операцию налоговики не признают расчетом. Три способа пробить чек, не покупая кассовый аппарат.
4.
Что имеется в виду под займом для оплаты товаров, работ или услуг?
Закон о применении ККТ не объясняет, что считают займом для оплаты товаров, работ или услуг (Закон № 54-ФЗ).
Однако разъяснения есть в письме ФНС. Под таким займом имеется в виду рассрочка или отсрочка, которую продавец предоставляет для оплаты своих товаров, работ или услуг (письмо ФНС от 19.10.2018 № ЕД-4-20/20518). Это значит, что продавец должен применять ККТ, когда дает покупателю отсрочку или рассрочку по оплате товаров, работ или услуг (письмо Минфина от 31.10.2018 № 03-01-15/78383)
5.
Когда возвращать заем, если в договоре не указали срок для возврата?
По общему правилу заемщик обязан погасить долг в тот срок и в том порядке, которые указаны в договоре. Если же в договоре стороны не установили срок возврата, то должник обязан вернуть долг не позднее чем через 30 дней после того, как этого потребует заимодавец (п. 1 ст. 810 ГК). В таком же порядке возвращайте долг, когда срок возврата определяется в договоре займа моментом востребования.
6.
Как рассчитать 30-дневный срок возврата займа по бессрочному договору?
Когда будете определять 30-дневный срок для возврата займа по бессрочному договору, берите в расчет календарные дни. То есть считайте не только рабочие, но и выходные дни.
При этом отсчитывайте срок со дня, следующего за той датой, когда заимодавец предъявил требование вернуть заем.
Если последний день, когда вы должны окончательно рассчитаться, приходится на выходной или праздник, то такой срок переносится на следующий рабочий день (ст. 190, 191, 193 ГК).
7.
Нужно ли уведомлять заимодавца, если решили досрочно погасить заем?
Все зависит от того, на каких условиях получили заем: под проценты или бесплатно (п. 2 ст. 810 ГК). Сумму беспроцентного займа можно вернуть досрочно без разрешения заимодавца. Главное, чтобы условия договора этого не запрещали.
А вот с процентным займом порядок особый. Гражданин, который получил заем для личного, семейного или домашнего использования, вправе вернуть его досрочно. Но уведомить заимодавца все же надо. По умолчанию сообщить о досрочном погашении понадобится не позднее чем за 30 дней до дня возврата. Другой срок для уведомления можно прописать в договоре. В остальных случаях досрочно погасить заем можно только с согласия заимодавца. Чиновники призвали не путать займы и вклады, когда считаете НДФЛ.
8.
Можно ли вернуть долг не заимодавцу, а его контрагенту в счет оплаты за поставки?
Можно. Это один из способов погашения займа. В таком случае задолженность заимодавца перед поставщиком товаров, работ или услуг уменьшится в счет долга заемщика. При этом суть договорных отношений между заимодавцем, поставщиком и заемщиком не меняется. Перевода долга не происходит (ст. 313 ГК).
Если заимодавец просит вас перечислить деньги не на собственный счет, а своему поставщику, пусть оформит письмо-поручение. В нем напишет наименование контрагента и его платежные реквизиты, номер и дату договора или счета на оплату, а также сумму, которую необходимо заплатить. Оплату сможете подтвердить копией квитанции к приходному кассовому ордеру или платежкой.
9.
А что если вернуть денежный заем товаром?
Возвращать по договору денежного займа не деньги, а другое имущество рискованно. По Гражданскому кодексу заем можно вернуть только тем имуществом, которое брали взаймы (п. 1 ст. 807 ГК). Даже если стороны согласуют возврат денежного займа другим имуществом, такой договор уже не будет являться договором займа.


Налоговики не вправе зачитывать переплату в счет старой недоимки
Железный аргумент: напомните налоговикам о трехлетнем сроке, в течение которого они вправе зачитывать переплату в счет недоимки.
Еще по этой теме
Бухгалтеры жалуются на новые инициативы налоговиков. Сначала те отправляют компании сообщение о том, что у нее переплата по упрощенке за 2021 год. При этом по информации, которой располагает организация, переплаты может и не быть. После этого инспекторы отправляют решение о зачете переплаты в счет пеней, которые начислили более трех лет назад. К примеру, до 1 января 2016 года. Хотя компания заявление о зачете не подавала. Мы узнали в ФНС, как быстрее исправить ситуацию.
Сначала выясните, есть ли переплата в действительности. Если нет, то и зачет провести невозможно (п. 1 ст. 78 НК). Если переплата есть, напомните инспекторам о сроках. Инспекция может провести зачет в течение сроков для принудительного взыскания пеней. Если эти сроки пропущены — только через суд (определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П, постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
Если столкнетесь с такой ситуацией, не бойтесь спорить с ИФНС. Но для начала выясните, чем она руководствовалась. Возможно, вы стали жертвой технической ошибки. Звонки инспекторам в данной ситуации вряд ли помогут. Пишите обращение по месту учета или жалуйтесь на решение налоговиков в УФНС по субъекту через инспекцию, которая провела незаконный зачет.
Если произошел неправомерный зачет переплаты,
обратитесь в инспекцию по месту учета за письменными
разъяснениями. Запишитесь на прием к руководству ИНФС.
Попытайтесь выяснить позицию инспекторов. Возможно,
в программе произошел технический сбой, и ваша жалоба
поможет ускорить устранение этой проблемы.

