
Как учитывать расходы на рекламу и маркетинг в связи с маркировкой
ВЕРА ОРОЕВА — эксперт журнала «Главбух». В 2006 году окончила Курский государственный университет по специальности «журналистика». Работала в ГТРК г. Курска, затем пять лет в Управлении ФНС по Курской области. Хобби — английский язык, художественная проза. Публикует рассказы на сайте проза.ру.

В связи с новыми правилами маркировки компания заключила договор с оператором рекламных данных. Тот будет маркировать интернет-рекламу и передавать сведения о ней в Единый реестр рекламной информации (ЕРИР). Можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату услуг оператора?
Да, можете включить их в стоимость рекламы или учесть отдельно (подп. 28, 49 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК). Эти затраты в любом случае экономически обоснованны, так как связаны с выполнением обязанностей, установленных законом (п. 1 ст. 252 НК).
Компания заказала аналитический отчет о розничных продажах бытовой техники, чтобы проанализировать продажи конкурентов на рынке. Можно ли расходы на оплату услуг маркетингового агентства, которое проводило исследование, списать при расчете налога на прибыль?
Да, можно списать затраты на исследование в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК, письмо Минфина от 09.04.2021 № 03-03-06/1/26537). Налоговые инспекторы с настороженностью относятся к маркетинговым услугам и тщательно проверят расходы на них. Избежать споров с инспекторами поможет подробно составленный договор. В нем должны быть зафиксированы срок исполнения и обязанность маркетинговой компании представить отчет о выполненной работе (ст. 252 НК).
Компания заказала интернет- сайт, чтобы размещать информацию о себе и своих товарах. Исключительные права на сайт ей не принадлежат. Можно ли учесть оплату за домен и хостинг в рекламных расходах?
Да, можно. Такие затраты относятся к расходам на рекламу через средства массовой информации и телекоммуникационные сети (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК). При подсчете налога на прибыль вы также вправе списать в расходы платежи за продление регистрации доменного имени и хостинга (письмо Минфина от 17.12.2019 № 03-11-11/98698).
Компания заключила договор о рассылке СМС-сообщений в рамках рекламной акции с оператором связи. Можно ли считать такую рассылку рекламой и списать расходы?
Да, можно. Рассылка СМС-сообщений с информацией о товарах — это реклама. Но при условии, что рекламодатель сам не определяет телефоны получателей. В этом случае информация предназначена неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3, ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Компания, которая заключает договор с оператором связи, не знает конкретных получателей сообщений. Учесть такие расходы можно только в пределах нормы — не более 1 процента выручки от реализации товаров, работ и услуг (п. 44 ст. 270 НК, письмо Минфина от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45479).
Компания оплатила публикацию интервью о своих товарах в районной газете. Можно ли списать расходы на публикацию как рекламные, если в ней нет пометки «на правах рекламы»?
от выручки — максимум, который можно списать по нормируемым расходам на рекламу
Нельзя. В газетах и журналах, которые не специализируются на рекламных материалах, такие статьи должны сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы» (ст. 16 Закона № 38-ФЗ). Если пометки нет, то это не реклама. Учесть затраты на размещение такой статьи нельзя (письмо Минфина от 15.06.2011 № 03-03-06/2/94). Причина в том, что при расчете налога на прибыль в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, могут включаться только обоснованные и документально подтвержденные затраты на рекламные мероприятия.
Предприятие собирается участвовать в промышленной выставке. Маркетинг заказал сувенирные блокноты и ручки с эмблемой предприятия. Можно ли не нормировать расходы на эти товары как на рекламу?
Нет. Если канцтовары с логотипом вручаются в рекламных целях, то можно списать только 1 процент выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК, письмо ФНС от 25.06.2012 № ЕД-4-3/10308).
за правильный ответ
