ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
23
Декабрь 2022года
Дела декабря
Учет расходов

Посмотрите, что у вас с лимитами по нормируемым расходам

В декабре еще есть время для маневра, чтобы уложиться в лимиты по нормируемым расходам. Затраты на рекламу не должны превышать 1 процента от выручки без учета НДС и акцизов. Лимиты по представительским расходам составляют 4 процента от расходов на оплату труда. Сумму затрат текущего года, которые превысят лимит, учесть в следующем году не получится. Но возможность не потерять расходы есть.

Важная деталь

К нормируемым расходам на рекламу относят затраты на призы в рамках рекламных акций. И еще это расходы, о которых не сказано в пункте 4 статьи 264 НК.

Расходы на рекламу

В налоговом учете рекламные платежи отражайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Если применяете метод начисления, признавайте расходы в том периоде, когда фактически распространили рекламу (п. 1 ст. 272 НК). При кассовом методе затраты учитывают в периоде оплаты.

Полностью все расходы на рекламу у компании списать не получится. Для некоторых из них есть норматив — 1 процент от выручки без НДС и акцизов. Его считают нарастающим итогом с начала года (подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК). Благодаря этому расходы, которые не укладываются в норматив в одном квартале, можно учесть в следующих кварталах календарного года. Но при этом перенести сверхнормативные суммы на следующий год нельзя (п. 44 ст. 270 НК).

Проверьте сейчас, что у вас с рекламными расходами: укладываетесь вы в норматив или нет. Если видите, что затраты за год превышают лимит, оформите документы так, чтобы часть расходов отнести на 2023 год. Например, можно договориться с контрагентом и отложить часть услуг и подписание актов на будущий год. Поделить рекламную акцию на части и подписать, к примеру, два акта на услуги — один в текущем году, а другой в следующем.

Представительские расходы

Термин «представительские расходы» используют только для целей налогообложения. В бухучете представительские расходы не нормируют и списывают в сумме фактически произведенных затрат. Обычно их учитывают в качестве расходов по обычным видам деятельности на счетах 26, 44 и в корреспонденции со счетами 60, 71, 76.

К представительским расходам относят, к примеру:

— затраты на проведение официальных приемов: завтраков, обедов и ужинов;

— оплату транспорта, который доставляет участников официального мероприятия к месту его проведения и обратно;

Важная деталь

Список представительских расходов закрыт (п. 2 ст. 264 НК). Оплата отдыха и развлечений — не представительские расходы.

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— затраты на услуги сторонних переводчиков, которые не состоят в штате компании.

Закрытый перечень представительских расходов — в пункте 2 статьи 264 НК. Оплата отдыха и развлечений в список разрешенных расходов не входит.

В налоговом учете для представительских расходов есть норматив — 4 процента от затрат на оплату труда за отчетный или налоговый период. Этот норматив, как и в случае с расходами на рекламу, считают нарастающим итогом с начала года — с января по декабрь. При этом затраты одного квартала можно перекинуть на следующий, но только внутри одного календарного года (п. 42 ст. 270 НК). Остаток расходов, который относится, например, к 2022 году, списать в 2023 году не получится.

Если уже сейчас понимаете, что затраты за 2022 год выходят за рамки 4-процентного норматива, можно поступить так. По возможности перенесите мероприятие и утвердите отчет о представительских расходах в январе 2023 года. Это легальный способ избежать превышения лимита и не потерять расходы для налога на прибыль.

На заметку

Рекламные расходы, которые не нужно нормировать

1. Рекламные мероприятия через СМИ и интернет, в кино и видеотрансляциях.
2. Световая и иная наружная реклама, в том числе стенды и щиты.
3. Участие в выставках, ярмарках и различных экспозициях.
4. Оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов.
5. Изготовление рекламных брошюр и каталогов.
6. Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества на выставке.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Какие из перечисленных ниже расходов на рекламу не должны превышать 1 процента выручки от реализации?
Норматив 1 процент от выручки действует для расходов на изготовление призов для розыгрыша в массовую рекламную кампанию. Если затраты за год превышают лимит, можно оформить документы так, чтобы часть расходов отнести на 2023 год. Например, можно договориться с контрагентом и отложить подписание актов сдачи-приемки рекламных услуг на будущий год.
На оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов.
На изготовление призов для розыгрыша в массовую рекламную кампанию.
На рекламные мероприятия через СМИ и интернет, в кино и видеотрансляциях.